Крупнейший экономический форум России под девизом «Снова вместе. Экономика новой реальности» стал выдающимся событием после начала пандемии коронавируса на мировом уровне. Организатор мероприятия, Фонд Росконгресс, смог подготовиться и адаптировать площадки КВЦ «Экспофорум» под новые санитарные требования. Это позволило провести форум в 2021 году в смешанном формате живых встреч и видеоконференций.
В течение трех дней его посетили около 2 тысяч человек – приглашенные главы государств и правительств зарубежных стран, бизнесмены, политики, эксперты, а на полях ПМЭФ-2021 подписали более 890 соглашений, более 150 из которых международные. Ядром форума стало пленарное заседание, которое в офлайн-формате посетил российский президент Владимир Путин.
Часть форума касалась деятельности ЕАЭС. Страны-участницы не только проводили встречи с потенциальными партнерами, но и обсуждали, как будет работать объединение в ближайшие годы.
По словам Дениса Бердакова, политолога, директора ОФ «Трансграничная исследовательская сеть Центральной Евразии», для стран ЕАЭС в постпандемийный период форум – необходимая площадка для обсуждения новых направлений сотрудничества и углубления интеграции через формирование единого экономического пространства. При этом речь шла не только о дополнительных связях внутри объединения.
–Интерес вызывает углубление сотрудничества по линии ЕАЭС–АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, – Авт.). На ПМЭФ-2021 было озвучено намерение создать между двумя объединениями преференциальный торговый режим. Кроме того, объединения вывели для себя приоритетные направления партнерства. Машиностроение, автомобилестроение, авиационная отрасль, химическая промышленность – комплексное сотрудничество. Кыргызстана в этих направлениях также заинтересован. Диалог бизнес-сообщество сможет продолжить и позже на осеннем Восточно-экономическим форуме», – сказал эксперт в разговоре с корреспондентом «МК-Азия».
Внутренние вопросы обсуждались на сессии «ЕАЭС: успехи и вызовы интеграции, новая парадигма развития». В том числе – унификация документов, формирование общих рынков, в частности, единого энергетического и газового рынка. Обсуждалось и формирование в будущем своей единой евразийской системы импортозамещения.
Импортозамещение, по мнению Бердакова, могло бы помочь справиться Кыргызстану с ростом цен на продукты – но для этого стране нужны технологии и инвестиции.
– Вопрос с рынком газа для Кыргызстана актуален, но не ключевой, он более интересен Белоруссии, для них это принципиальный вопрос, который формирует себестоимость по целому ряду экспортной продукции. Нам это интересно, так как мы приобретаем газ у «Газпрома», который закупает его в Узбекистане. Узбекистан же пока не является членом ЕАЭС. Но нас это касается в другом разрезе: в перспективе часть газа может быть импортирована к нам через Казахстан через врезку в газотранспортную систему. Перспективы здесь есть и в диалоге по этому вопросу мы участвуем, нам это интересно, мы почти стопроцентные потребители газа извне, хотя какие-то проценты мы добываем сами. А вот вопрос импортозамещения для нас очень актуален. Тот рост цен, который был в этом году в Кыргызстане, очень сильно был обусловлен тем, что у нас до 90% товаров народного потребления и до 60% продуктов питания импортируется из дальнего зарубежья. Соответственно, все это считается в иностранной валюте и обходится дорого. И импортозамещение в этом отношении – реальный шаг к повышению качества и уровня жизни населения. В этом плане Кыргызстан сейчас заинтересован и открыт, единственное в чем мы нуждаемся, так это в технологиях и инвестициях, в ответ от нас ждут социально-политической стабильности и приемлемых правил защиты инвесторов. Самостоятельно это мы реализовать не сможем. В последние несколько месяцев, и президентом в том числе, поднимался вопрос об экспорте капитала из ЕАЭС, и мы готовы к этому. Мы могли бы встроиться, например, в длинные цепочки добавленной стоимости как российских, так и других корпораций, таких как «Дикси», «Пятерочка» и другие, которые бы инвестировали в наши сельхозпосевные площади. И потом уже сами бы занимались упаковкой, маркировкой и реализацией продукции. Сами мы в этом заинтересованы, но реализовать подобное не можем, поэтому запрос на встраивание в цепочки есть – в обмен на капиталы и технологии, – отметил Бердаков.
Посетила ПМЭФ-2021 кыргызская делегация под руководством первого замминистра экономики и финансов Данияра Иманалиева, куда вошли представители парламента, бизнес-кругов, а также глава кыргызской дипмиссии в России Гульнара-Клара Самат. Среди делегатов на форуме были предствавители молодежи по линии программы «Новое поколение» от Россотрудничества. Они провели переговоры, связанные с привлечением инвестиций и развитием торгово-экономического сотрудничества.
По мнению Асхата Осмонова, общественного деятеля, участие Кыргызстана на форуме дало возможность не только представить страну как партнера для торговли и инвестиций. Но и взять курс на тенденции экономического развития.
– Как вы видели, на Санкт-Петербургском экономическом форуме обсуждались приоритетные темы для развития России и других стран-участниц ЕАЭС, в том числе Кыргызстана. Для нашей страны открывалась большая возможность повышения конкурентоспособности, возможность выхода на мировые рынки. На форуме были затронуты потенциальные направления развития нашей – и не только – нашей экономики. Поднимались приоритетные вопросы развития энергетического сектора, решение экологических проблем и лекарственной безопасности, поддержки малого и среднего предпринимательства, образования. На сессиях, посвященных энергетической проблематике, эксперты отмечали, что, по прогнозу, к 2050 году энергобаланс мира будет основан на углеводородах, и их доля составит не менее 71%. Эра нефти и газа в ближайшем будущем не закончится и традиционные энергоносители сохранят свою роль, что в принципе может указать направление вектора развития для Кыргызстана, – подчеркнул Осмонов. – На форуме были обозначены такие направления деятельности международных организаций, где Кыргызстан сильно остро нуждается в инвестициях и имеет выгодный рынок вложений. Это технологии электротранспорта и инновации для мегаполиса, новые технологии в финансовом секторе, цифровая безопасность в городах будущего, инновационные образовательные технологии на службе бизнеса.
Однако республика при этом, на его взгляд, достаточно не охватила один из важных секторов в период постпандемии.
– Одной из ключевых тем деловой программы Форума стало развитие и глобальная трансформация отрасли здравоохранения в условиях пандемии коронавируса и ее последствий. Жаль, что из Кыргызстана не были представлены участники и эксперты для обсуждения тем устойчивости государственных систем перед лицом чрезвычайных вызовов и необходимых мер для достижения национальной цели по увеличению продолжительности жизни граждан, вопросов цифровизации отрасли. Также важную роль могло сыграть участие нашей страны в дискуссии по решению проблематики угроз будущих эпидемий и готовность государственных органов им противостоять. Мы могли бы обсудить и совместный поиск эффективных и безопасных вакцин нового поколения как наиболее надежного инструмента предупреждения жизнеугрожающих инфекций, – отметил собеседник.
ПМЭФ-2021 посетили и соседи Кыргызстана по региону, не входящие в ЕАЭС. Так, туркменскую делегацию возглавил зампред кабмина республики Сердар Бердымухамедов, сын главы государства. Представители Туркмении встретились с сотрудниками корпораций РФ, работающих в банковской сфере, отдельное внимание было уделено переговорам по линии судостроения. Таджикистан представлял себя участникам форума на сессии по линии ШОС как будущую площадку для туризма, в том числе и туризма делового.
Но максимально активно вел себя Узбекистан: помимо ряда переговоров и сделок с бизнес-кругами ближнего и дальнего зарубежья, активного участия в сессиях, узбекская делегация подписала соглашение о сотрудничестве с Фондом Россконгресс. Она намерена перенять опыт по организации крупных экономических и иных форумов мирового масштаба. Однако такой прорыв Узбекистана на ПМЭФ-2021 Бердаков видит более не как сигнал о подготовке Ташкента к входу в категорию государств-наблюдателей или участников ЕАЭС. А как еще один шаг к реализации выработанной Ташкентом в последние годы экономической политики.
– Узбекистан выстраивает крайне прагматичную политику, агрессивно двигаясь в бизнес-сфере. Эта политика прорыва заметна и в отношении США. Узбекистан практически становится форпостом США в ЦА, по крайней мере по линии экономических программ. То же он реализует и в отношении Китая: там такие инвестиционные программы, которые не снились ни Кыргызстану, ни Таджикистану в ближайшей перспективе. Ту же крайне прагматичную и напористую политику по привлечению инвестиций с гарантией защиты инвесторов, технологий, образовательных программ, машиностроения Узбекистан реализует и с Россией. Нельзя сказать, что они сосредоточились на ЕАЭС – это просто один из векторов. Там понимают, что у них есть огромный торговый оборот с РФ, который можно увеличивать с ЕАЭС. Узбекистану нужны ресурсы, и во многом рынок сбыта, – подчеркнул Бердаков.
Комментарии