Куклы для игр и не только – какими они бывают? На что опираться при покупке, желая порадовать ребёнка? И как «чаепития» мишек и пупсов могут повлиять на будущее их маленького обладателя? Обо всем этом мы побеседовали с Волошиной Натальей Михайловной, главой Гильдии кукольников Кыргызстана.
– Как появилось такое необычное творческое объединение?
– Я работала 5 лет в Государственном театре кукол Бишкека, потом вела две студии – театральную и по декоративным куклам в «Балажане». Затем ушла на вольные хлеба. На создание Гильдии меня подвигла дружба с нашей ассоциацией в поддержку ремёсел. Динара Чочунбаева, эксперт ЮНЕСКО предложила съездить в Иран на конференцию по традиционным куклам и празднованию Нооруза. Мы подготовили очень хорошую коллекцию работ узбекских, таджикских, кыргызских мастеров. Всё теперь находится в Национальном музее Ирана. Нас так тепло встретили и столько всего показали! Например, трехэтажный особняк в самом сердце Ирана – частный музей кукол, где собраны экспонаты со всего мира. Я поняла, как важно это для наследия, культуры, воспитания детей на традициях предков. Захотелось, чтобы подобное появилось и в КР. На тот момент наше искусство было представлено большей частью в виде сувенирной продукции. Вернувшись домой, мы сразу организовали выставку в музее Гапара Айтиева «Куклы мира – вне политики». Это была эйфория! На экспозицию выставили свои частные коллекции Т. Воротникова, Р. Отунбаева, З. Мамбеталиева. Мы подключили всех коллекционеров! На нашу затею откликнулось даже посольство Японии. Они предоставили традиционных японских императорских кукол в костюмах. А молодые участники буквально на месте обучали всех желающих изготовлению кыргызских кукол «чий куурчак». Можете себе представить их в стиле «готика»? Это ведь совершенно новый формат традиционных кукол!
Выставка меня так воодушевила, что я решила: пора объединяться. С тех пор Гильдия начала своё существование.
– А что нужно новичку, чтобы влиться в ряды вашей организации?
– Достаточно прийти и сказать: «Хочу с вами дружить!» Но, конечно, мы обратим внимание на работы нового мастера. Они не должны быть созданы из готовых деталей. Никаких полуфабрикатов, которые после сборки выдаются за собственное творение. Ведь цель Гильдии – совершенствоваться в искусстве, создавать новое с нуля. Только так можно почувствовать себя скульптором, модельером, дизайнером, парикмахером, визажистом!
– Почему, на ваш взгляд, куклам по всему миру уделяется столько внимания?
– Кукла – это модель человека, семьи. На таком образце можно изучать поведение и нормы общения, одежду и традиции других народов, можно воспитывать интернациональный дух. Кроме того, есть не только игровой, но и поучительный момент. Например, на русских куклах крупеничках, которые похожи на мешочки с крупой, девочек обучали хозяйственным навыкам, приготовлению каши. Ведь крупеничка – мерная куколка: по горлышко следует насыпать крупы, а остальное заливать водой.
С опытом я выявила интересную закономерность: все традиционные куклы мира созданы по одной схеме крестообразного силуэта. Часто из палочек, как из самого доступного материала. Причём у многих переплёт самого креста выполнялся красной нитью – олицетворением крови, самой жизни. И такое творение обычно становилось оберегом. Например, у таджикского народа – это лухтак. Мама или бабушка делает куклу, нашёптывает на неё свои пожелания, заряжает. Затем ставит в определённый угол, причём не ниже уровня головы. Если с ребёнком что-то дурное происходит, болезни стремятся перенести на лухтак, а затем сжечь или бросить в горную реку. Отсюда поверье, что из реки таких кукол вытаскивать нельзя. Ведь это – сброшенный кем-то негатив. В старые времена лухтах, изготовленный мастером, мог обойтись в цену хорошего коня.
Кукла – это сопутствующий атрибут жизни человечества с самых ранних этапов развития. Так детям передавали сакральные знания.
– А насколько сильно отличались игрушки для детей из бедных и богатых семей в прежние времена?
– Расцвет фарфоровых кукол для знати начался с конца 17 века. Для королевских семей Европы, например, отливали кукол из воска с различными добавками. Также были деревянные игрушки, выточенные из других твёрдых материалов. Подобные работы выполняли придворные мастера-ювелиры, а модистки шили для них одежду. Во Франции даже появились куколки, которых так и называли – модельными. Глядя на их наряды, взрослые люди могли понять, что именно сейчас в моде. В крестьянских же семьях преобладали игрушки из лоскутков ткани, а то и простой соломы, травы.
– Однако не все куклы созданы для игры, верно?
– Да, в ряде стран они имели магическое, ритуально-обрядовое значение. Тут можно вспомнить африканских кукол вуду, которые совершенно точно не предназначались для игр. Но в большинстве случаев это всё же народное творчество и часть повседневной жизни ребёнка, обучение его разным моделям поведения.
– То есть, кукольные «чаепития» – прообраз того, как во взрослой жизни человек будет взаимодействовать с другими людьми?
– Верно. К тому же, с развитием человечества возникают и новые модели кукол, которых раньше никогда не было.
– Учитывая развитие интернета и онлайн общения без физического присутствия собеседников, появляются ли куклы, которые отражают эту сторону новой реальности? Какие они?
– Такие куклы действительно уже появились. Их можно описать словом «психоделические». Думаю, некоторым мастерам прискучило двигаться в русле классического искусства и установленных норм. Поэтому теперь всё чаще появляется нечто из ряда вон выходящее, порой даже отрицательные персонажи. Согласитесь, должны существовать не только прекрасные принцессы, но и Кощей Бессмертный.
В наше время дети погружены в виртуальный мир. Начинается пересмотр ценностей. Сейчас многие ребятишки уже не воспринимают обычных кукол, им начинают нравится «страшненькие». Монстры – это тренд. Мне они тоже нравятся. Но не потому что это – зло, а как художественный образ, другой формат. Такие куклы космические, нереальные. Их даже нельзя назвать страшными в буквальном смысле, просто это принципиально другая подача и восприятие. Кстати, в театрах тоже есть не только добрые сказочные герои, но и злодеи. Признаюсь, в чем-то их даже интереснее делать.
- С чем это связано? С тем, что образы добра уже канонизированы, хорошо отточены, а злодеи представляют собой творческий поиск?
– Открывается необъятный простор для экспериментов. Есть над чем подумать: форма, выражение, характер... Психоделические куклы отличаются ещё и цветовой палитрой, требуют нестандартного мышления мастера во всех областях. Это касается даже выбора материалов.
– Что самое сложное при создании новой куклы?
– Придумать образ. Найти его даже сложнее, чем исполнить. Толчком может послужить случайно услышанная мелодия, обронённое кем-то слово. А ещё вдохновляет сам материал – в нём уже заключена определённая фактура и цвет. В моменты творческого поиска мастера ходят отрешённые: пытаются собрать кусочки впечатлений в единое целое. Затем наступает черед воплощения замысла. Тут порой забываешь обо всём, работаешь ночами. И если какой-то тесёмочки, бусинки не хватает, бежишь их искать. Кстати, иногда кукла диктует свой будущий образ. Будто говорит: «Я хочу быть вот такой!», и ничего с этим не поделаешь.
– Давайте поговорим о выборе подходящей игрушки для ребёнка.
– Мастерам нужно соблюдать определённые нормы. В первую очередь, экологичность. Краска, разумеется, не должна быть токсичной. А бусины и всевозможная бижутерия – представлять опасность для малышей, которые всё тянут в рот и т.д.
– Психологи утверждают, что отдельные черты характера ребёнка можно корректировать с помощью правильно подобранной игрушки. Например, девочке для воспитания хозяйственности можно подарить белочку. А мальчику-спортсмену подойдёт обезьянка, леопард или медвежонок для акцента на ловкости, скорости или силе соответственно. Такая позиция экспертов опирается на древнее понятие о тотемических животных. Да и сказки, которые читают детям, закладывают представления об архетипах поведения разных представителей фауны. Заяц – трусливый, лев – смелый и пр. Что вы думаете по этому поводу?
– Я не сильна в тотемах и, в целом, не думаю, что это правильный подход. У ребёнка должно быть право выбрать то, что нравится именно ему, а не родителю. Иначе игрушка никогда не станет любимой. Я рада, если мальчик берёт куклу и шьёт для неё одежду. Это вовсе не значит, что в последствии он окажется другой ориентации. Напротив, он может стать великим модельером или у него сформируется уважительное отношение к женщине. Словом, оставьте выбор за ребёнком. Тем более, дети сами тянутся именно к тем игрушкам, которые подходят им по возрасту. Знаете, малыш никогда не посмотрит на куклу из папье-маше. Обычно ему интересно что-то яркое, большое, то, что можно подержать в руках, обнять, почувствовать тепло. Многим нравятся вальдорфские куклы. Экологически чистые, шитые вручную, они даже по весу напоминают ребёнку младшего братика или сестрёнку. Девочки постарше ценят у кукол наличие волос, которые можно расчёсывать, украшать заколками. А взрослых людей привлекают куклы коллекционные. Например, фарфоровые 19 века. Цена их может быть заоблачной, ведь это уже музейные экспонаты. Или интерьерные куклы –такое произведение искусства, которое расположено на своём, специально отведённом месте. Как скульптура или ваза.
– Что у Гильдии в ближайших планах?
– 3 июля мы планируем провести в галерее «m′Art» в Дубовом парке выставку на очень необычную тему: «Ангелы бывают разные». Наши мастера сейчас усиленно готовятся, чтобы представить работы в самых разнообразных техниках. Приглашаем всех желающих! А читателей «АиФ» я отдельно призываю заняться арт-терапией в виде изготовления куклы своей мечты. Неважно из какого материала, лишь бы нравилось. Уверяю, все наши мастера прекрасно пережили период пандемии. Никакого стресса не испытывали, потому что скучать было некогда.
Комментарии