Во Владивостоке на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета завершился Восточный экономический форум (ВЭФ) под эгидой Фонда Росконгресс. В 2021 году форум прошел под лозунгом «Новые возможности Дальнего Востока в меняющемся мире». На этот раз ВЭФ не только нарастил объем для внутрироссийской повестки, но и стал обширной площадкой для дискуссий международного уровня: для них пришлось создать отдельный блок в деловой программе.
Туда вошли семь бизнес-диалогов: «Россия – АСЕАН», «Россия – Италия», «Россия – Китай», «Россия – Европа», «Россия – Индия», «Россия – Япония», «Россия – Республика Корея». Кроме того, за время ВЭФ – 2021 в городе прошли еще несколько крупных конференций и круглых столов международного уровня. Ключевым событием владивостокского форума стало пленарное заседание. В нем и напрямую, и по видеосвязи поучаствовали три президента – российский лидер Владимир Путин, казахский президент Касым-Жомарт Токаев и монгольский лидер Ухнагийн Хурэлсух. Токаев и Хурэлсух поделились планами о сотрудничестве с ЕАЭС и с Дальним Востоком. Портал News-Asia выбрал самое главное из того, что обсуждали на полях форума. Эти вопросы касаются не только России, но и всего мира.
Пандемия, инфодемия и просвещение
Одним из самых главных вопросов на форуме стала борьба с пандемией коронавируса, в условиях которой мир живет уже почти полтора года. Медики, ученые, эпидемиологи, представители госорганов и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) обсудили не только то, как можно сделать возвращение людей к привычной жизни до COVID-19. Но и то, как вместе предотвратить новые пандемии и работать на их опережение через своего рода «санитарный щит».
«Страны все меньше готовы вводить социальные ограничительные меры. В странах закончились доступные меры. Сообщества и целые жизни были отрезаны от нормальной жизни. Сейчас, чтобы подготовиться к новым эпидемиям, нам нужны инновации, быстрое обеспечение людей услугами и в других секторах. Мы должны максимально быстро фиксировать те инновации, которые уже сейчас появились, чтобы действовать терапевтически, превентивно», – подчеркнула региональный директор по чрезвычайным ситуациям в Европейском регионе Программы по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Всемирной организации здравоохранения Дорит Ницан.
Еще один важный вопрос, связанный с пандемией и общественным здравоохранением, который обсудили эксперты – инфодемия. Так в ВОЗ назвали чрезмерное количество информации о коронавирусе, оказавшейся с начала пандемии в онлайн-пространстве. Большое количество этой информации оказалось фейковыми новостями, вбросами и дезинформацией. Но обычные люди по всему миру поверили этим данным – причем даже более охотно, чем многим официальным источникам. Значительная часть государств не имела важных ресурсов санитарного просвещения для своих граждан до начала пандемии коронавируса.
И пока государства и их системы общественного здравоохранения спешно выстраивали план работы в новом информационном поле, и снимали ролики о необходимости мыть руки, прикрывать нос и рот при кашле и чихании, соблюдать режим изоляции при первых признаках заболевания, население активно следовало недостоверным советам рода «употребление большого количества чеснока с имбирем защитит вас от коронавируса». И больше верило этим советам и теориям заговоров, которые тоже начали активно распространяться в соцсетях. Инфодемия развивалась настолько быстро, что Facebook, Google, Pinterest, Tencent, Twitter, TikTok, YouTube и другие сетевые гиганты вынуждены были блокировать и удалять подобный контент.
Однако сейчас, по данным участников форума, у людей растет спрос на достоверную информацию.
«Сейчас все стали эпидемиологами, особенно те, кто в социальных сетях, и население прошло уже через этот этап, оно насытилось той не очень проверенной информацией, и мы проводим обследование по социальной устойчивости, мы видим запрос на достоверную информацию», – отметила проректор Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» Лилия Овчарова.
Кроме того, страны мира должны озаботиться не только тем, чтобы обеспечить своих граждан достоверной информацией, но и их санитарным просвещением.
«Пандемия высветила, насколько важно и нужно обеспечивать санитарную безопасность в мире. Это потребует серьезных усилий от всех стран. Сообщества должны активно участвовать в выработке этих мер. Необходимо создавать отношения доверия между государствами и жителями», – призвала Дорит Ницан.
Мировая экономика без доллара
Страны-участницы ВЭФ пришли к выводу, что использование доллара в качестве международной валюты препятствует развитию мировой экономики. Большую активность в том, чтобы в будущем отказаться от доллара как от препятствия развитию мировой экономики, проявил Китай.
«Надо сказать, что сейчас вопрос, связанный с дедолларизацией – это тот вопрос, который вызывает живейшее обсуждение у всех крупных стран, поэтому мы, для того чтобы поддерживать современное динамичное поступательное развитие экономики, должны реализовать этот процесс. Это важно также и для развивающихся стран. Таким образом, доллар в текущий момент является скорее препятствием для развития мировой экономики», – поделился мнением заместитель Генерального секретаря Национального комитета китайской народной политической консультативной конференции, вице-президент Китайского экономического и социального совета Го Цзюнь.
Той же позиции придерживается и профессор, декан Китайского института исследований ВТО Университета международного бизнеса и экономики Ту Синьцюань.
«Из-за действий США в основном вся мировая финансовая система находится в состоянии большой нестабильности. Экономики всех стран испытывают это влияние, поэтому мы должны реформировать и совершенствовать международную валютную систему», – считает экономист.
Примечательно, что в 2014 году КНР уже инициировала отказ от доллара США и внедрение валютных свопов с Аргентиной, Великобританией, Францией, Швейцарией и Японией и начинала переговоры об этом с Россией. Россия так же рассматривала возможность отказа от американского доллара в случае введения санкций со стороны США из-за Крыма.Однако товарооборот на национальные валюты между Москвой и Пекином до конца не запустился. Сейчас же, похоже, обе страны смогут довести договоренности до конца. Представители России на ВЭФ тоже отметили, что сейчас доллар США как мировая основная экономическая валюта слишком политизирован.
«Риски, когда политика начинает преобладать над экономикой в мире, торговые войны, замораживание счетов, ограничение расчетов, угрозы использования долларовой инфраструктуры в рамках санкций, которые вводит страна-эмитент мировой валюты в отношении самых разных стран, совершенно неожиданно для них, будь это страны Западной Европы, Азии. Это на себе за последние годы испытали все […] неразрешимый конфликт интересов: у конкретной стороны есть интересы денежно-кредитной национальной политики», – охарактеризовал ситуацию заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Александр Галушка.
Решение, по мнению экспертов и политических деятелей, простое – создание абсолютно новой наднациональной валюты в качестве международного платежного средства и создание платежного союза. А пока такой валюты нет, российская сторона предложила в качестве нее гонконгский доллар.
«Возможность использования гонконгского доллара, который, не являясь национальной валютой одной из больших стран ШОС, тем не менее является свободно конвертируемой валютой и может реализовывать все задачи и минимизировать риски, о которых сегодня говорилось, а в долгосрочном плане, с моей точки зрения, самое правильное – развитие экономической интеграции уже в рамках ШОС и поэтапное движение в направлении создания наднациональной валюты ШОС. Это может занять 10 и 15 лет», – аргументировал советник председателя правления Евразийского банка развития, Григорий Марченко.
Большой Северный морской путь
Наконец, во Владивостоке стало известно, что Россия готовит новую арктическую транспортную магистраль: Большой Северный морской путь (БСМП). Его представил генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
«Мы понимаем БСМП как транспортный морской коридор, включающий территориальные воды и исключительную экономическую зону Российской Федерации от морской государственной границы с Норвегией в Баренцевом море до морской государственной границы с Корейской Народной Демократической Республикой на востоке. В эту акваторию входит и Северный морской путь. Для развития международного транзита планируем строительство двух больших высокотехнологичных контейнерных терминалов на западе и востоке – в Мурманске и Владивостоке. Для эффективного развития БСМП на всей его протяженности определим ключевые точки для экспортных и каботажных перевозок, построим новые порты и терминалы. Кроме того, целостное представление о БСМП позволяет лучше оценить все потребности в портовой инфраструктуре, транспортных судах и возможности логистических переходов на суше», – подчеркнул он.
Справка News-Asia: Северный морской путь (СМП) – это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Территориально он проходит в российских водах и учитывается как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике».
Северный морской путь в Арктике и Сибири – это ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых. Фото:neftegaz.ru
СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). СМП перестает быть судоходным в ноябре. Но в феврале 2021 года судоходная компанией «Совкомфлот» в интересах компании «НОВАТЭК» при участии Госкорпорации «Росатом» провели самый поздний в истории арктической навигации высокоширотный рейс. Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» прошел по Северному морскому пути и доказал, что он судоходен и зимой.
Предполагается, что новый путь оптимизирует ряд транспортных затрат и снизит углеродный след: как минимум четыре ледокола для его функционирования будут работать на сжиженном природном газе. К 2024 году БСМП, по оценкам экспертов, будет иметь 80 млн тонн грузооборота, к 2030 году – 150 млн тонн. Так Россия станет логистическим хабом.
«Мировой ВВП за последние 30 лет увеличился в два раза за счет того, что создалось сильное разделение труда между регионами, это привело к увеличению международной логистики. Изменилась структура перевозок и произошла контейнеризация. В мире около 20 млн контейнеров, которые передвигаются между различными регионами. Транспортные логистические задачи, которые Россия ставит перед собой – это выстроить из себя транзитный коридор между разными регионами», – отметил на полях ВЭФ председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов.
Гарантией для тех, кто захочет воспользоваться транзитом, станет тотальная цифровизация процесса. В частности, это электронные навигационные пломбы. Они помогут отследить и путь контейнера, и неприкосновенность его содержимого. Ближайшим партнером Москвы в проекте нового транспортно-логистического морского коридора станет Нью-Дели – об этом сообщил на ВЭФ премьер-министр Индии Нарендра Моди.
«Так же как Россия помогает Индии развиваться в плане освоения космоса и национальной программы пилотируемых полетов "Гаганьян", точно так же Индия станет помогать России и выступит партнером по открытию Северного морского пути, и открытию этого пути для международной торговли и коммерции», – заверил он.
Северный морской путь – еще и место для запуска альтернативной контейнерной линии по этому пути по аналогии с Суэцким каналом для самой России. По словам первого замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова, Россия запустит контейнерные перевозки между портами страны уже в следующем 2022 году.
«У нас действительно серьезно поднялся вопрос о наличии альтернативного транспортного коридора. Экономика меняется. Стоимость перевозки одного контейнера через Суэцкий канал за последние полгода более чем в два раза выросла. И сегодня это становится экономически интересно и для того, чтобы на Северном морском пути появилась такая альтернативная контейнерная линия. Мы активно в этот вопрос включились вместе с "Росатомом", как пилот мы запускаем со следующего года контейнерную перевозку между российскими портами», – отметил он.
Материалы по теме:
4000 человек посетят Восточный экономический форум во Владивостоке
Россия возвращает международные форумы — первые после начала пандемии
Фото на превью: forumvostok.ru
Комментарии