25 октября 1971 года Китайская Народная Республика (КНР) заменила Китайскую Республику (РПЦ), базирующуюся на Тайване, в ООН, став одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН.
РПЦ была одним из основателей ООН в 1945 году, за четыре года до того, как правительство было свергнуто Коммунистической партией Китая (КПК) и бежало на Тайвань.
По словам защитников, 50-я годовщина членства Китая в Организации Объединенных Наций, отмечаемая на этой неделе выступлением председателя Си Цзиньпина, в котором он заявил, что Пекин “проложил путь в развитии прав человека”, породила больше отчаяния, чем надежды для тибетцев и уйгуров, принимающих китайскую политику.
“В течение этих 50 лет китайский народ поддерживал авторитет и святость Организации Объединенных Наций и практиковал многосторонность, и сотрудничество Китая с Организацией Объединенных Наций неуклонно углублялось”, - заявил Си в понедельник в Пекине.
Обращение Си к внутренней аудитории прозвучало в то время, когда правительства Северной Америки и Европы выдвинули обвинения в геноциде в Пекине в связи с массовым лишением свободы и политикой принудительного контроля рождаемости в Синьцзяне, а коалиция преследуемых уйгуров, многострадальных тибетцев и жертв суровых репрессий в Гонконге призывают к бойкоту февральских зимних Олимпийских игр в Пекине.
В начале этого месяца почти 40 государств-членов ООН публично осудили Китай за нарушения прав человека в Синьцзяне, Тибете и Гонконге и призвали к созданию механизма ООН для мониторинга прав человека в Китае.
Для тибетцев и уйгуров, в основном невольных граждан КНР, которые десятилетиями несли основную тяжесть репрессивной политики в отношении этнических меньшинств Китая, почти нечего праздновать в связи с полувековым пребыванием Китая в ООН, потому что он не поддержал ключевые принципы Устава ООН.
Несмотря на то, что Китай является членом ООН и ее Совета по правам человека, он игнорирует международные правила, нормы и критику нарушений своих собственных прав, заявил Нури Туркел, заместитель председателя Комиссии Соединенных Штатов по международной религиозной свободе (USCIRF).
“Китай попытался ослабить и подорвать международную систему прав человека и нормы в рамках ООН, утверждая, что экономический прогресс должен предшествовать уважению прав личности, включая право на свободу вероисповедания”, - сказал он.
“Китай не только пытается свести к минимуму международный контроль за своими нарушениями прав человека, особенно за своей кампанией геноцида против уйгуров, но и продолжать свои усилия по продвижению искаженной концепции прав человека на международных форумах”, — добавил Туркел.
Китайские власти подвергли уйгуров и другие тюркские меньшинства в северо-западном регионе Синьцзяна произвольным арестам, ограничениям в религиозной практике и культуре, повсеместной цифровой системе наблюдения, которая отслеживает каждое их движение, и широкому присутствию полиции.
С 2017 года уйгуры, обвиняемые в сильных религиозных взглядах и политически некорректных взглядах, а также видные интеллектуалы и бизнесмены, были заключены в тюрьму или содержатся в лагерях для политических интернированных, где они подвергаются различным формам жестокого обращения.
Мишель Бачелет, Верховная комиссия ООН по правам человека (УВКПЧ), уже около трех лет безуспешно ведет переговоры с Китаем, чтобы получить беспрепятственный доступ в Синьцзян для независимой и всеобъемлющей оценки ситуации с правами человека там.
“Это равносильно признанию, спустя почти три года, что ее просьба не была удовлетворена китайскими властями”, - сказала Сара Брукс, программный директор Международной службы по правам человека, неправительственной организации, базирующейся в Женеве.
Для Долкуна Исы, президента группы по изгнанию Всемирного конгресса уйгуров, это был еще один пример того, как “Китай делает все, что в его силах, чтобы помешать ООН выполнять свою роль, особенно в случае решения проблемы геноцида уйгуров”.
Защитники шести миллионов тибетцев говорят, что их дело также отодвигается на второй план из-за жесткого давления Китая на государства-члены, чтобы подавить дебаты в рамках всей системы ООН по таким вопросам, как произвольные задержания, нарушение свободы вероисповедания и жесткие ограничения языка и культуры Тибета.
Кай Мюллер, исполнительный директор немецкого офиса некоммерческой правозащитной группы "Международная кампания за Тибет" (ICT), сказал, что Китай долгое время препятствовал дебатам о Тибете в ООН.
По его словам, в июне 2020 года более 50 экспертов по правам человека призвали к созданию независимого механизма мониторинга прав человека в Совете ООН по правам человека в Женеве.
“К сожалению, это так и не осуществилось, и это свидетельствует о влиянии китайского правительства на другие государства-члены Совета по правам человека Организации Объединенных Наций”.
“Это относится не только к ситуации с правами человека в Тибете, но и к другим вопросам, связанным с руководством КНР или КПК”, - добавил Мюллер, глава информационно-пропагандистской группы ООН по ИКТ.
Выступая в пятницу в Риме в преддверии саммита лидеров Группы 20 (G20), избранный глава Центральной тибетской администрации, тибетского правительства в изгнании, призвал Китай добавить моральное измерение к своей расширяющейся экономической и военной мощи в мире.
“Несмотря на то, что Китай обладает политическими, военными и экономическими полномочиями, ему не хватает моральной силы”, - заявил Пенпа Церинг Межпарламентскому альянсу по Китаю (IPAC), группе из примерно 200 парламентариев, дипломатов и экспертов по всему миру.
“Крайне важно, чтобы вы обеспечили доступность ценностей, которыми вы дорожите в своих странах, для тех, кем правят авторитарные государства, такие как китайское правительство”, - добавил Церинг, известный под своим тибетским титулом Сикен.
Фото: rfa.org
Комментарии