Последние два года стали экстраординарными и событийными для всего постсоветского пространства – это и война в Нагорном Карабахе,и протесты в Беларуси, и политическая турбулентность в Грузии, а также конфликт между Кыргызстаном и соседним Таджикистаном.
«Но особую озабоченность вызывает и ситуация в граничащем с СНГ Афганистане, где в этом году к власти пришли талибы, что усугубило и без того непростую обстановку в центральноазиатском регионе», - считает Андрей Русаков, директор Центра европейско-азиатских исследований.
По его мнению, политический режим талибов, их принципы госуправления и подходы к обеспечению правопорядка, например, смертная казнь и отрубание конечностей за те или иные проступки или инакомыслие, ограничение участия женщин в профессиональной и общественной жизни и другие, представляются, деликатно говоря, несколько необычными для многих стран. Например, руководство Таджикистана не признает талибов в качестве официальной власти в соседней исламской республике, настаивая на создании инклюзивного правительства.
К сожалению, нужно признать, что Афганистан, ключевая, но не единственная, угроза безопасности стран центральноазиатского региона.
Недавние протесты в Турции, которая является одним из партнеров стран постсоветской Центральной Азии, вызванные девальвацией турецкой лиры на 70% с начала года, что привело к ухудшению экономических показателей внутри страны и к замедлению ее внешнеэкономического взаимодействия, ставят под вопрос участие Анкары в сохранении региональной стабильности. Так как сохраняющаяся тенденция к ухудшению внутренней экономической ситуации передвигают на второй план решение задач, связанных с афганским фактором.
Комментарии