В Казахстане третьи сутки идут акции протеста и столкновения с полицией. «Газовый бунт», который начался из-за роста цен на сжиженный газ с начала нового 2022 года после того, как все торги по этому нефтепродукту перешли в электронный формат, перешел в политическую фазу. Несмотря на то, что власти страны пошли на уступки сотням митингующих и снизили цены в некоторых областях на сжиженный газ в рамках «социальных обязательств» люди не разошлись и требовали решения и других вопросов. К вечеру 4 января ситуация обострилась, протестные акции вышли за пределы Мангистауской области и захлестнули практически все области республики.
Портал News-Asia собрал самое главное, что произошло в Казахстане за последние сутки.
Ночь с 4 на 5 января 2022 года: «Власть не падет»
Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с видеообращением по телевидению к казахскому народу. Первое его обращение в Twitter, где он призвал не поддаваться на провокации население, услышано не было. К ночи 5 января население вступило в схватки с полицией, которая пыталась оттеснить митингующих. Наиболее активные столкновения произошли в городе Алматы и в населенных пунктах Мангистау, в ход пошли резиновые пули, светошумовые гранаты, слезоточивый газ. Протестующие в ответ на попытки оттеснить их избивали полицейских и поджигали их служебные автомобили.
«Вновь обращаюсь к вам проявить благоразумие и не поддаваться на провокации изнутри и извне, эйфории митинговщины и вседозволенности. Призывы атаковать служебные помещения гражданских и военных ведомств являются абсолютно незаконными. Это преступление, за которым последует наказание. Власть не падет. Но нам нужен не конфликт, а взаимное доверие. Обращаюсь к молодежи: не портьте свои жизненные пути, не отравляйте жизнь близким. Все законные просьбы и требования с вашей стороны будут внимательно учтены, будут приняты соответствующие решения. Завтра состоится рабочее совещание по всем этим вопросам. Надеюсь на ваше благоразумие. Сейчас на карте и ваше благополучие, и место нашей страны в современном мире», – призвал он.
Часть техники силовиков и полиции была захвачена, появились сообщения, что в Актобе и в Алматы часть полиции и спецназа, переброшенных для стабилизации ситуации в эти города, перешла на сторону протестующих. В ночь 5 января Токаев подписал указ о введении режима ЧП и комендантского часа в Мангистауской области и городе Алматы до 15 января. Позже в список регионов с ЧП и комендантским часом вошла и Алматинская область.
К утру 5 января МВД республики сообщило об арестах более 200 человек. Пострадали 95 полицейских, были разбиты, повреждены или сожжены 37 автомашин полиции. Кроме того, ночью агрессивные группы протестующих пытались проникнуть в здания органов власти (акиматов и других), им это не удалось. Начались досудебные расследования по 13 делам, связанным с насилием в отношении представителей власти при исполнении, хулиганством, нападением на здания госорганов.
Роспуск правительства и выход из кризиса
Утром на рабочем совещании президент Касым-Жомарт Токаев отправил в отставку правительство под руководством Аскара Мамина: по данным Акорды, он написал прошение самостоятельно. И.о. премьер-министра назначен Алихан Смаилов. Токаев отметил, что особая вина за допущение протестной ситуации в связи с повышением цен на сжиженный газ лежит на правительстве, в частности, на министерстве энергетики, а также компаниях «КазМунайГаз» и «Казакгаз». Он поручил Генпрокуратуре разобраться в том, как были сформированы цены на газ, на предмет возможного сговора, а антимонопольному органу отменить на год переход на электронные торги: страна оказалась к ним не готовой.
Токаев поручил:
• ввести государственное регулирование цен помимо сжиженного газа на бензин и дизель сроком на 180 дней;
• ввести государственное ценовое регулирование по социально значимым продовольственным товарам через акимов, исходя из социально-экономической ситуации в конкретном регионе;
• приступить к разработке закона «О банкротстве физических лиц»;
• рассмотреть необходимость введения моратория на повышение коммунальных тарифов для населения сроком на 180 дней;
• рассмотреть вопрос субсидирования арендной платы по вторичному жилью для социально уязвимых слоев населения;
• создать общественный фонд «Народу Казахстана», финансируемый за счет частных и государственных источников, для решения проблем здравоохранения и детей.
Что происходит сейчас?
По данным очевидцев, которые публикуются в соцсетях, несмотря на действия Токаева, в стране сейчас более чем в десяти городах идут столкновения с полицией. Идут попытки захвата акиматов Актобе и Алматы, если в Актобе тысячи людей удалось оттеснить, то в Алматы они прорвались внутрь и захватили его, здание горит, как и здание городской прокуратуры. Силовики отступили, толпа дошла до президентской старой резиденции и тоже ее подожгла. Неизвестные бьют в Алматы витрины, ломают объекты городской инфраструктуры, предприниматели боятся погромов.
В Нур-Султане тоже неспокойно, к 16:00 в городе было введено чрезвычайное положение до 19 января. Число раненых силовиков и протестующих растет, но пока официальных данных на 16:00 по стране единых о них нет. Информации о погибших так же нет.
Чего хотят протестующие?
На данный момент определенного лидера с четкими требованиями к Акорде у протестов нет. Есть требования нескольких групп по стране, в которых есть весьма радикальные пункты: от возвращения к Конституции 1993 года до установления казахского языка в качестве единственного употребляемого в стране.
Так, жители Жанаозена, откуда и пошли акции протеста по стране, собрали курултай. Их список требований содержит пять пунктов:
• cмена режима;
• проведение народных выборов акима каждой области и города;
• возвращение Конституции 1993 года;
• гражданские активисты не должны подвергаться преследованиям;
• приход к власти человека вне системы, признаваемого революционным.
Еще одно обращение в фейсбуке, которое распространяется другой группой несогласных с властями Казахстана, опубликовала казахская журналистка Жанаргуль Кадырова. Тут список требований опубликован на казахском языке и состоит из 14 пунктов с национал-социалистическим оттенком. Часть требований пересекается с жанаозенскими, но есть и новшества. Эта группа требует:
• «радикальные, реальные, комплексные изменения»;
• передачу власти «от одной семьи или олигархов к народу»;
• национализации земель – «казахская земля не может быть продана частным владельцам»;
• моноязычного государства – «казахское государство должно говорить только на казахском языке во всех сферах», при этом «смешанные школы следует закрыть, законы, отдающие предпочтение языкам, отличным от государственного – отменить»;
• национализации добычи природных ресурсов, которые «являются собственностью только казахстанцев»;
• ликвидация «казахстанской системы кредитного рабства»;
• обеспечение всех жильем – «казахи не должны быть бездомными казахами на своей земле»;
• новой идеологии – «национальной идеей государства должна стать идея Алаша». Поскольку «необходимо построить демократическое, справедливое национальное государство в японском стиле, основанное на науке и образовании»;
• искоренения коррупции;
• изменение системы образования, куда должно лечь в основы учение «Ахмета Байтурсынова, основанное на национальных идеях и традициях»;
• создание «справедливого, законопослушного общества», где «судебная власть должна быть независимой от властей»;
• свобода слова и отказ от преследования и запугивания активистов;
• национализация и смена кадров в стране;
• прямые выборы – «акимы сел, районов, городов и районов должны избираться народом», как и депутаты парламента, а страна должна перейти в целом в будущем к парламентской системе правления.
Есть требования некоего «народного комитета Казахстана» из 12 пунктов, которое гуляет в соцсетях на русском и казахском языках. Его авторы требуют:
• снижение цен на продукты питания;
• снижение цен на ГСМ;
• снижение возраста выхода на пенсию до 58 и 60 лет;
• полной отставки правительства;
• освобождения всех задержанных во время демонстрации;
• повышения зарплат «простому народу»;
• упразднение всех дочерних предприятий национальных компаний;
• отмену утильсбора;
• отмену платных дорог для казахского автотранспорта;
• повышения минимальной пенсии;
• повышения детских пособий;
• встречу с президентом Касым-Жомартом Токаевым, и политические требования.
Наконец, еще часть протестующих против Акорды находится под инструктажем в социальных сетях со стороны Мухтара Аблязова. Это беглый казахский олигарх, экс-председатель правления БТА Банка, лидер запрещенного в Казахстане движения «Демократический выбор Казахстана».
Аблязов бежал из Казахстана в 2009 году, чтобы избежать громкого судебного процесса: его обвиняли создании и руководстве преступным сообществом, злоупотреблении служебными полномочиями, хищении, отмывании и незаконном использовании средств БТА банка. Ущерб по оценке суда от его деяний составил более 7, 5 млрд долларов США. Аблязов заочно был приговорен к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества, наложением штрафа в 300 МРП и лишением права занимать должности в банковском секторе в течение трех лет.
Летом 2013 года власти Франции, где он скрывался, Аблязов был арестован, но ни Казахстан, ни Украина и Россия, где его так же разыскивали за аналогичные преступления, ни Кыргызстан, так же пострадавший от его занятий, не смогли добиться его выдачи. В 2015 году Россия получила разрешение на экстрадицию Аблязова, которого разыскивали через Интерпол, но в конце 2016 года государственный совет Франции отменил решение о выдаче Аблязова и освободил его из-под ареста. Позже Интерпол вычеркнул его из своих списков. Сейчас Аблязов живет во Франции. И даже рассказывает о своем теневом участии в мировой политике. Например, в интервью французской газете Liberation он признался, что финансировал «тюльпановую революцию» в соседнем Кыргызстане в 2005 году. Предпринимались им попытки и влиять на происходящее на родине. В результате чего в начале 2018 года решением Есильского райсуда Астаны движение Аблязова получило статус экстремистского, и внесено с этого времени в список запрещенных экстремистских и террористических организаций на территории Казахстана. В России Аблязов в конце 2020 года заочно был приговорен к 15 годам тюрьмы по уголовному делу о хищении почти 60 млрд рублей. Дело было связано с БТА банком.
В соцсетях и телеграм-каналах Аблязова в последние месяцы были опубликованы не только призывы к свержению власти Токаева и Назарбаева, но и четкие инструкции о том, как себя вести в той или иной ситуации. Так же там можно увидеть видео из разных городов Казахстана с митингующими для поднятия духа сторонников, а в особых телеграм-чатах сторонников Аблязова можно увидеть и инструкции о том, как вести себя с полицией и какой контент публиковать в соцсетях на русском и казахском языках. Охват основного и побочных аккаунтов ДВК составляет более миллиона подписчиков.
Материалы по теме:
«Видны признаки тех же технологий, что применялись в Беларуси в 2020 году». Политолог Дзермант – о событиях в Казахстане
«Газовый бунт» в Казахстане. Митингующие в городах не расходятся, к ним обратился президент Токаев
«Газовый бунт» в Мангистау: Начались столкновения с полицией и аресты
Комментарии