Туркменистан подвел итоги досрочных выборов президента республики, которые прошли в минувшую субботу, 12 марта. Прежний лидер, Гурбангулы Бердымухамедов, заявил в феврале 2022 года о желании досрочно сложить полномочия и о том, что «дорогу к государственному управлению на новом этапе развития нашей страны надо дать молодым руководителям, воспитанным в духовной среде и в соответствии с высокими требованиями современности».
Как и прогнозировалось, выборы оказались с предсказуемым итогом, и только закрепили политический транзит от отца к сыну. Новым избранным президентом Туркменистана стал Сердар Гурбангулыевич Бердымухамедов. До выборов он занимал пост вице-премьера Туркменистана и ряд других должностей в политике с 2018 года.
По данным госинформагентства Туркменистана ТДХ, на выборы пришли 97, 17 % от общего числа избирателей страны. Из них за Бердымухамедова-младшего отдали голоса 72,97% избирателей. Инаугурация нового избранного президента пройдет в эту субботу, 19 марта.
Была ли альтернатива у жителей Туркменистана?
На должность президента, кроме Сердара Бердымухамедова, претендовали еще восемь человек. Двоих из них выдвинули политические партии, шесть – инициативные группы населения. Все они – этнические туркмены, мужчины, занятые преимущественно в туркменских госструктурах. Во всех своих программах они намеревались продолжать курс аркадага по всем параметрам. Практически все они набрали чуть больше 1% голосов.
Однако одному из кандидатов удалось получить 11,09% голосов избирателей – это проректор института физической культуры и спорта Хыдыр Нуннаев. Его выдвигали представители инициативной группы граждан города Ашхабад.
Третье место по числу голосов – 7,22% – досталось Агаджану Бекмырадову. Это заместитель хокима Марыйского велаята, его выдвигала из своих рядов Аграрная партия Туркменистана.
Остальные голоса туркменского электората разделились так:
• Бердимаммет Курбанов (главврач санатория «Awaza», депутат Меджлиса) – 2,22%;
• Перхат Бегенджов (директор финансово-экономической школы Лебапского велаята) – 2,02%;
• Максатмурад Овезгельдыев (начальник санэпидемслужбы этрапа Бабадайхан Ахалского велаята) – 1,16%;
• Максат Одешов (председатель комитета Демократической партии этрапа Сапармурата Туркменбаши Дашогузского велаята) – 1,15%;
• Какагельды Сарыев (директор центра ВИЭ Туркменского энергетического института) – 1,09%;
• Бабамурат Мередов (директор хозяйственного общества «Wepaly gurlusyk») – 1,08%.
Что думают международные наблюдатели о туркменских выборах?
Наблюдателей ОБСЕ на них не было из-за «сжатых сроков» подготовки. Действительно, выступление Бердымухамедова-старшего с желанием сложить полномочия пораньше состоялось 12 февраля, а сами внеочередные выборы прошли уже 12 марта. БДИПЧ ОБСЕ, однако, опубликовало целый доклад об этих выборах 8 марта. В нем было отмечено, что Туркменистан «игнорировал» рекомендации организации по проведению прозрачных плюралистичных выборов и готовится к ним «без уважения базовых прав человека».
Выборы посетили наблюдатели из СНГ, ШОС и Организации исламского сотрудничества. Все они признали выборы легитимными. Как сообщает «Туркменистан: золотой век», на брифингах миссии заявили, что «президентские выборы в Туркменистане прошли успешно, организованно, на широкой альтернативной основе, в условиях открытости и гласности, при высокой активности электората». Так же наблюдатели подчеркнули, что «выборная кампания в Туркменистане прошла с соблюдением санитарных норм, в спокойной обстановке».
Кто и как уже поздравил Бердымухамедовых?
При разговоре с главами других государств поздравления принимали и принимают оба Бердымухамедовых: и отец, и сын. Это отмечают пресс-службы всех стран, лидеры которых сделали поздравительные звонки: России, Турции, Ирана, Пакистана, Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Также известно, что письменно Сердара Бердымухамедова поздравил председатель КНР Си Цзиньпин.
Страны Запада и Европы не стали поздравлять Бердымухамедовых. Однако Госдепартамент США отреагировал на прошедшие выборы, и заявил, что «Туркменистан не справился с задачей по созданию условий для проведения свободного, честного и конкурентного электорального процесса». В этом структура поддержала заявление БДИПЧ ОБСЕ, которое было опубликовано за несколько дней до внеочередных выборов. Но там не теряют надежды в том, что такие условия для демократических и прозрачных выборов в Туркменистане все же появятся.
«Растущее партнерство между Соединенными Штатами и Туркменистаном основано на уважении суверенитета, территориальной целостности Туркменистана и общих целях обеспечения безопасности и процветания в регионе Центральной Азии. Мы будем и впредь поощрять политическое участие народа Туркменистана, укрепляя роль гражданского общества и укрепляя наши общие интересы», – заключили в Госдепе.
Чем теперь займется Гурбангулы Бердымухамедов?
Бердымухамедов-старший с политикой не прощается: он намерен остаться в должности председателя верхней палаты парламента Туркменистана, Халк Маслахаты. В этом качестве с ним уже готов поработать кыргызский президент Садыр Жапаров.
«Садыр Жапаров поблагодарил Гурбангулы Бердымухамедова за личное внимание к вопросам развития отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между Кыргызстаном и Туркменистаном. Выражена готовность поддерживать конструктивные контакты с Гурбангулы Бердымухамедовым в качестве председателя верхней палаты парламента», – говорится в заявлении пресс-службы Жапарова.
Фото на превью: mfa.uz
Комментарии