При любом государственном строе в числе первостепенных приоритетов находятся политическая и экономическая стабильность страны, соблюдение законов всеми членами общества, что и дает уверенность в завтрашнем дне. Такие правила общественно-политических устоев можно увидеть в развитых странах, как запада, так и востока, а государственная символика - флаг, герб и гимн, памятники архитектуры и другие атрибуты государственности отождествляются со стабильностью развития общества и страны в целом.
Сомневаюсь, что в любой нормальной стране будут переименовываться города, улицы, сноситься памятники, менять символику государства при переходе власти из одних рук в другие. Если вести отчет от распада Советского Союза и получения независимости, то у нас идет третья волна переименований.
Никто не сомневается в уважении памяти тех деятелей, чьими именами за последние годы переименованы улицы и проспекты города Бишкека. Но советский период в жизни страны достойно украшает биографию нашего народа и, как пример, с детства знакомые улицы Советская, Первомайская, Краснооктябрьская канули в лета, а вместе с их названиями – дань героическому прошлому наших отцов и дедов.
С каким трудом, с одной стороны, и с большой радостью и воодушевлением, с другой мы принимали государственные атрибуты страны на заре получения независимости. Были проведены открытые конкурсы на разработку атрибутики с участием творческих союзов, музыкантов, художников, ученых и интеллигенции. В итоге, были выбраны окончательные варианты, а флаг, гимн и герб Кыргызской Республики были признаны всеми странами мира и занесены в реестры политических, экономических, туристических и других справочников и информационных источников.
Наш флаг гордо несли спортсмены на Азиатских и Олимпийских играх, на наших глазах выросло целое поколение молодых людей, для которых принятая государственная атрибутика является главными составляющими Родины!
И сегодняшняя популистская попытка со стороны некоторых политических деятелей и депутатов заменить флаг и текст гимна страны, напоминает героев-музыкантов из басни Крылова, пытающихся сыграть хорошую музыку в плохом оркестре.
Ну а о чем сегодня думают молодежные организации, инициирующие сбор подписей о смене названия столицы республики? Поверьте, это уже не смешно…
Раз в 5 лет делаем революцию, раз в 10 лет меняем название столицы, наверное, для того, чтобы никто не понял, где и чем мы занимаемся в свободное от переворотов время.
Давайте впомним то время, когда точно также нахраписто меняли название столицы в Фрунзе на Бишкек, не проделав экономических и политических расчетов, не спросив мнения жителей города, вычеркнув тем самым из истории Кыргызстана великого сына своего народа, сыгравшего ведущую роль в победе советской власти в гражданской войне. Многие коренные жители города, к которым я отношу и себя, выступая против переименования родного города, как будто чувствовали недолгий век новой вывески.
Существует арабская пословица – «Если что-то случилось один раз, может быть, больше никогда не случится. Что случилось два раза, обязательно случится третий раз».
Как мы назовем нашу столицу в третий раз через десять лет? И станет ли наша страна от этих переименований сильнее и стабильнее? Помогут ли эти переименования изменить сознание людей и заставить их консолидироваться?
«Не исключено, что уже в ближайшее время инициатива о переименовании столицы Кыргызстана Бишкека в Манас, подающаяся как общественная инициатива, приобретет государственный размах. Раздробленной республике на самом деле нужно что-нибудь объединяющее. Национальный эпос для этой миссии вполне подходит. Но больше он нужен действующей власти, поскольку сама она так и не сумела убедить население в своей значительности. Поэтому она и решила воскресить Манаса, чтобы вписать былинный образ в свою политическую реальность», - пишет «Голос России».
А что значит для нашего общества тайная инициатива госчиновников переноса памятника «Эркиндик» в преддверии президентских выборов? Послушайте, существуют же правила создания монументальных произведений архитектуры и искусства, принятые во всем мире. Может и здесь они хотят отличиться.
Даже при жестком руководстве коммунистической партии, Турдакун Усубалиев, будучи первым секретарем, осуществлял застройку столицы республики, привлекая научную и творческую интеллигенцию, проводя конкурсные работы на проектирование и строительство таких архитектурных сооружений, как здание ЦК КП Киргизии (ныне Белый дом), музей им. В.И.Ленина (ныне исторический музей), музей изобразительных искусств, центральной площади Ала-Тоо и др.
Понимая значимость профессионального градостроительного подхода к проектированию крупнейших городов, для разработки проекта детальной планировки центральной части столицы руководством республики в 1973 году был приглашен авторский коллектив Московского архитектурного института, под руководством профессора Николая Улласа. И центр города застраивался по утвержденному проекту, в соответствии перспективами функционально-планировочного развития, композиционными и высотными акцентами, Это есть норма, которой следуют при проектировании и строительстве важных государственных и стратегических объектов, тем более в центре столицы страны!
На поверку дня нам, жителям города наконец, открыли тайну, которую держали за семью печатями – памятники уже готовы, мы знаем, куда их поставить, дайте денег…
Наши друзья-архитекторы из зарубежья, прочитав информацию из Интернета, задают нам вопрос, если такой неграмотный подход к государственным вопросам является одной из форм достижения демократии в вашей стране, то в таком случае вы глубоко заблуждаетесь.
Да, можно как предлагаемый вариант, сделать скульптурную ротацию - перенести памятник Свободе с площади Ала-Тоо на место перед филармонией, а существующую скульптурную композицию с памятником Манасу - на освободившееся место. В противном же случае, при установке второго идентичного памятника Айколь Манасу возникает градостроительный нонсенс - по архитектурным канонам два одноименных и равнозначных памятника, посвященных одному и тому же герою, не могут находиться рядом друг с другом на расстоянии 500 м! И к какому тогда памятнику должны возлагать цветы и обращать свой взор нынешнее молодое поколение?
Кстати, следует задать вопрос инициаторам идеи переносов, почему памятник Манасу у Национальной филармонии, воздвигнутый два десятка лет назад не вызвал высоких идеалов единства народа и не способствовал динамичному продвижению страны? И откуда такая уверенность, что следующий памятник обозначит безусловные духовные ориентиры?
Ну, а если теоретически, да и практически вопрос решен на уровне подписания Распоряжения Правительства КР, то вариантов воплощения данной идеи могло быть множество, но кто советовался со специалистами, профессионалами своего дела, и почему главенствующая роль здесь отведена дирекции по проведению юбилейных мероприятий, а не Госстрою Кыргызской Республики, мэрии г. Бишкека с привлечением творческих союзов, научно-исследовательских и проектных институтов?! И к чему такая спешка?
Если данные мероприятия приурочены к 20-летию независимости страны (это можно было посчитать в календаре еще год назад), то почему заранее не провели подготовительную работу по проведению архитектурных конкурсов с обнародованием результатов и выбором лучших проектов? Почему у нас все делается в последний день, и как обычно, в преддверии каких-либо юбилеев и праздников?
Почему у нас за три недели до торжества еще не утвердили официальный логотип такого значимого события, а предложенный дирекцией вариант скопирован с эмблемы 20-летия независимости соседнего Казахстана? У нас перевелись архитекторы и дизайнеры или просто нет нормальной организации работы? Молодые творческие люди за последние две недели забросали Интернет своими предложениями по разработке логотипа, тем самым выражая свое мнение по поводу такого бездушного отношения к проведению мероприятия. Им не все равно.
Почему продолжают управлять страной, а значит и нами чиновники-непрофессионалы, позорящие нашу страну своими неграмотными действиями!
«Профессиональное искусство художников должно формировать вкус общества. К сожалению, у нас в стране происходит обратное - правительственные чиновники и богачи навязывают вкусовщину и продвигают свои интересы. В результате падают правители и монументы», - заявляет глава Союза художников. И он прав.
Хотелось бы в завершении привести слова нашего уважаемого драматурга Мара Байджиева, - «Прежде чем формировать национальную идеологию на основе эпоса, нужно хотя бы знать произведение, разобраться, что к чему. Как переводчик этой трилогии я бы отметил в ней одну важную мысль: нужно прощать друг другу обиды, будь они политические, экономические или социальные, и объединяться».
Б. Сарымсаков
кандидат архитектуры,
член правления Союза архитекторов КР
Комментарии