В Пакистане на уходящей неделе завершился съезд министров иностранных дел стран Организации исламского сотрудничества (ОИС). Впервые на подобное мероприятие был приглашен глава китайского МИД Ван И. Он заявил, что Китай «будет заботиться об интересах мусульманских стран», однако при этом в северо-западном регионе Китая, в Синьцзяне, продолжаются нарушения прав человека и зверства, направленные против мусульманских меньшинств – в основном, уйгурской общины.
С 2017 года китайское правительство провело около 1,8 – 2 млн уйгуров и других тюркских меньшинств через сотни «лагерей перевоспитания» в Синьцзяне. Усилия по предотвращению возможного религиозного экстремизма и терроризма привели к «террористическому капитализму» – так систему Китая, в частности, характеризует известный антрополог Даррен Байлер. Она оправдывает угнетение, называя уйгуров угрозой безопасности, чтобы привлечь государственные инвестиции в полицейскую деятельность и технологии наблюдения для их мониторинга и контроля. Произошел рост охранно-промышленного комплекса: государство наняло более 1000 подрядчиков – частных компаний – для создания форм наблюдения, которые будут анализировать поведение меньшинств (в частности, уйгуров и казахов). И анализировать, кто же из них потенциально является преступником. Китайские законы о борьбе с терроризмом при этом очень обширны и расплывчаты: наличие WhatsApp на телефоне, использование VPN и наличие родственников, которые живут за границей и отправляют жителям страны деньги, могут стать причиной для ареста, обвинений и суда. Так же с тех пор в свидетельских показаниях и отчетах о расследованиях утверждается, что китайское правительство пытало заключенных, стерилизовало уйгурских женщин и принуждало уйгуров к работе против их воли на фабриках.
По данным доклада комитета ООН от 11 февраля говорится, что Китай продолжает дискриминационную политику в отношении уйгуров в Синьцзяне: принудительный труд, невыполнимые требования на производствах, где они заняты, продолжительный рабочий день. В докладе же Международной организации труда подчеркивается, что Китай нарушил различные статьи Конвенции о политике в области занятости 1964 года, которую Пекин ратифицировал в 1997 году, включая право на свободный выбор работы. 870-страничный доклад, озаглавленный «Применение международных трудовых норм», представляет собой оценку Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций. В докладе говорится, что Китай продолжает участвовать в широкомасштабных и систематических «программах», связанных с широким использованием принудительного труда уйгуров и других тюркских и мусульманских меньшинств в Синьцзяне. Около 13 млн представителей этнических и религиозных меньшинств в Синьцзяне подвергаются преследованиям на основе их этнической принадлежности и религии. При этом Пекин оправдывает свои методы контекстом «сокращения бедности», «профессиональной подготовки», «перевоспитания с помощью труда» и «деэкстремизации».
Ключевой особенностью китайской программы является использование принудительного труда в лагерях для интернированных или «лагерях перевоспитания». В них, по разным оценкам, проживают более 1 млн уйгуров и других представителей тюркских или мусульманских народов в регионе. Злоупотребления в отношении них происходят в тюрьмах, на рабочих местах или вокруг них по всему Синьцзяну и другим частям страны. В декабре 2021 года Сенат США единогласно проголосовал за запрет практически всего импорта Синьцзяна, чтобы не поощрять там принудительный труд. Так же в начале 2021 года правительство США заявило, что более миллиона уйгуров и других тюркоязычных мусульман заключены в лагеря с целью искоренения их исламских культурных традиций и насильственной ассимиляции в ханьское большинство Китая. Соединенные Штаты назвали эту кампанию «геноцидом». Вместе с Австралией, Великобританией и Канадой она объявила дипломатический бойкот ОИ-2022 в Пекине из-за этого вопроса. Администрация Байдена также ввела санкции против китайской фирмы SZ DJI Technology. Это один из крупнейших в мире производителей дронов, используемых в кинопроизводстве и аэрофотосъемке. SZ DJI Technology помогала Пекину организовать наблюдение за жителями Синьцзяна, оттачивая новые технологии в области искусственного интеллекта, чтобы отслеживать уйгуров и остальное начеление. Среди других компаний, подвергшихся санкциям, были Ziamen Meiya Pico Information, которая разработала мобильное приложение для отслеживания файлов на телефонах отдельных лиц, и CloudWalk Technology Co. Lt , которая была разработана для распознавания лиц уйгуров и тибетцев.
Но при всем этом итоговая резолюция ОИС после двух дней заседаний не содержала в себе ни единого упоминания ни о Синьцзяне, ни о происходящем там. Речь шла в ней только о растущей исламофобии на Западе и угнетении мусульман в некоторых странах Большой Азии. При этом на мероприятии были представители всех 57 стран-членов объединения (как главы МИД, так и официальные лица других рангов), а ОИС – вторая в мире по размеру межправительственная организация и политический «голос» мусульманского мира.
Фото на превью: saveuyghur.org
Комментарии