Коммунистическая партия Китая уже несколько лет использует общественные организации в качестве прикрытия, чтобы опровергнуть нарушения прав уйгуров и других меньшинств в Синьцзяне, которые уже признали геноцидом. Об этом пишет Radio Free Asia с отсылкой на доклад «Культивирование дружественных сил: Операции влияния Коммунистической партии Китая в Синьцзянской диаспоре». Его подготовили исследователь Лин Ли и Джеймс Лейболд, старший научный сотрудник Центра международной киберполитики Австралийского института стратегической политики.
Один из примеров подобных случаев – «Ассоциация Синьцзяна в Южной Австралии», некоммерческая организация, созданная в 2009 году. Официально это платформа для китайских мигрантов из регионов на северо-западе Китая, где они могут встречаться друг с другом и общаться. Но ее деятельность не ограничивается этим. По данным исследователей, эта НКО, как и многие другие по миру, помогает нейтрализации критики в адрес Китая.
«"Ассоциация Синьцзяна в Южной Австралии", в которой доминируют ханьцы, пользуется поддержкой дипломатической миссии Китая в Австралии. Она претендует на право выступать от имени синьцзянской диаспоры, нейтрализуя законные опасения уйгурской общины по поводу нарушений Пекином прав человека на родине уйгуров», – пишут авторы доклада.
Так, в начале 2018 года НКО приняла участие в параде в честь Дня Австралии. Десятки ее членов маршировали в традиционной одежде уйгуров и других этнических меньшинств вместе с баннером с названием своей организации. Ассоциация получила награды за лучшие костюмы, и ее представители триумфально позировали для фотографий с Джеем Уэзериллом, который в то время был премьер-министром Южной Австралии. В Аделаиде проживает около 1500 этнических уйгуров, и они выразили протест против того, что ханьцы присваивают их культуру, которую китайские власти на родине пытались подавить с помощью кампании по насильственной ассимиляции. Некоторые уйгуры позже пожаловались в городской совет Аделаиды, на то, что такой парад китайцев-ханьцев был преднамеренной попыткой Коммунистической партии Китая (КПК) «провести мягкую пропагандистскую акцию», чтобы отвлечь внимание от преследования коммунистическим китайским правительством уйгуров. Среди жителей Аделаиды есть семьи, в которых есть подвергшиеся репрессиям люди.
Ли и Лейболд отмечают, что за пределами Китая подобные попытки подавлять уйгуров и другие меньшинства курирует Отдел работы единого фронта ЦК Коммунистической партии Китая (UFWD). UFWD шпионит вне Китая за отдельными лицами и собирает информацию о том, верны ли они интересам партии и чем они могут быть полезны КПК. Собранная информация также используется для преследования уйгуров и других меньшинств, проживающих за рубежом. По словам исследователей, общественные организации с безобидно звучащими названиями служат проводниками пропаганды о Синьцзяне в попытке оспорить уже неоднократно задокументированные нарушения прав человека в СУАР. КПК, как отмечается в докладе, собирает разведданные о своих критиках и оппозиционерах, покинувших страну, ведет базы данных бывших и нынешних жителей Синьцзяна с зарубежными связями и создает исследовательские институты, которые диктуют политику законодателям в своих странах пребывания.
«То, что мы пытались сделать в этом отчете – это открыть еще одно окно в стратегию Коммунистической партии Китая в ее очень сложной и децентрализованной системе единого фронта. И это усилия по кооперации китайских зарубежных общественных организаций, члены которых имели бы некоторые связи с Синьцзяном», – сказал Лейболд в интервью RFA.
С 2017 года китайские власти усилили репрессии в отношении уйгуров и других тюркских меньшинств в СУАР путем произвольных арестов и длительных задержаний. По разным оценкам, 1,8 миллиона человек содержались в лагерях для интернированных, где некоторые подвергались серьезным нарушениям прав человека, пыткам, изнасилованиям и принудительному труду.
«"Ассоциация Синьцзяна в Южной Австралии", которая является частью большой сети связанных с Синьцзяном зарубежных групп, возможно, не сразу распознается как тесно связанная с КПК и ее системой единого фронта, но наше исследование демонстрирует, как КПК активно развивает общественные организации, такие как эта Ассоциация, в качестве проводников для продвижения повестку дня партии за рубежом и затушевывает – или даже заглушает – голоса уйгуров и других критиков ее политики в Синьцзяне», – говорится в докладе.
В докладе приводятся еще три примера таких организаций, занятых работой над нейтрализацией или замалчиванием критики политики КПК в Синьцзяне.
«Это инструмент Коммунистической партии Китая для оказания своего влияния на все сообщество диаспор и реального подрыва демократических ценностей и институтов в таких странах, как Соединенные Штаты, Канада и Австралия. Отправная точка на самом деле заключается в том, чтобы показать, как работает система, ее цели, ее амбиции и ее стратегии. Предложив четыре тематических исследования, мы попытались раскрыть внутреннюю работу этих общественных организаций и их прямые связи с системой единого фронта и Коммунистической партией Китая», – сказал Лейболд, внесенный КПК в «черный список» за свои разоблачения.
Тактика также включает в себя привлечение на свою сторону лидеров зарубежных сообществ и направление чиновников, которым поручено заниматься цяову – делами Китая за рубежом – для проведения работы единым фронтом, одновременно приглашая в Китай мишени для обработки проживающие за границей. КПК подключается к бизнесу и экономике, предлагает политические привилегии и почести своим сторонникам и устраивает культурные представления, чтобы «взрастить дружественные силы для Китая» через языковые школы и летние лагеря в рамках широкомасштабной кампании по связям с общественностью.
«Легко обмануться, думая, что это просто обычные культурные мероприятия», – подчеркнул Лейболд.
Ли и Лейболд использовали для исследования сообщения СМИ на китайском языке, правительственные документы и сообщения в социальных сетях. Они отслеживали так же группы и отдельных лиц, пропагандирующих политику КПК за рубежом и их версию происходящего в Синьцзяне. Авторы призывают других исследователей документировать нарушения прав человека в СУАР и призывают правительства привлечь Китай к ответственности за его репрессивную политику. Они также рекомендуют СМИ, НПО и исследовательским институтам повысить осведомленность общественности о связях между общественными организациями синьцзянской диаспоры и КПК и обратиться к правоохранительным органам и группам гражданского общества с просьбой лишить КПК возможности вмешиваться в то, во что они вмешиваются сейчас.
Фото на превью:Radio Free Asia
Комментарии