В июне 2022 года страны G7 выступили с новой программой «Партнерство по глобальной инфраструктуре и инвестициям» (PGII) для удовлетворения финансовых и технических потребностей в создании качественной инфраструктуры в странах с низким и средним уровнем дохода. Она должна положить конец китайскому доминированию по линии инициативы «Один пояс – один путь», и постепенно освободить страны-участницы китайской инициативы от долговой ловушки. Как отмечает Валерио Фаббри из «Geopolitica.info» , у PGII есть все шансы сделать это, и стать стать крупной победой в области глобального благосостояния и устойчивого развития, с акцентом на человеческие ресурсы.
Как показал опыт Шри-Ланки и Пакистана, строительство инфраструктуры с помощью кредитов китайской инициативы привело их страны-получатели помощи в долговую ловушку. И Коломбо, и Исламабад в настоящее время обременены высоким долгом. В худшем случае Шри-Ланка станет свидетелем новых политических потрясений в результате долгового бремени, неспособности импортировать необходимые ей продукты питания и топливо и, наконец, дефолта по погашению долга, что приведет к краху правительства. Международный валютный фонд уже выступил с предупреждением для других стран об опасности, которую представляет подобная внешняя крупная задолженность, сославшись именно на пример беспрецедентного экономического кризиса в Шри-Ланке 2022 года.
Кредиты Китая зачастую окутаны в оболочку непрозрачных для общественности условий. Кроме того, как отмечает Фаббри, Пекин часто вмешивается во внутреннее управление в странах-получателях помощи, такие случаи есть как в Шри-Ланке, так и в Пакистане. Вместо расширения прав и возможностей работников в странах-участницах проектов работы выполняются китайскими фирмами с привлечением китайских рабочих. Фаббри отметил, что нередко проекты китайской инициативы вредят и окружающей среде. Так, например, продолжающийся проект строительства в Перу многоцелевого портового терминала Чанкай может привести к уничтожению местной флоры и фауны, выбросу значительных токсичных загрязняющих веществ и перемещению местных сообществ.
PGII от G7 нацелен, наоборот, на создание инфраструктурных проектов за счет грантов и инвестиций, в то время как «Один пояс-один путь» предоставляет большие суммы кредитов, которые обычно должны быть выплачены в течение 10 лет. Бюджет европейского продукта PGII тоже немалый: он оценивается к 2027 году не менее чем в 600 млрд долларов. Но сумма может быть намного больше: PGII позволяет привлечь и частные инвестиции.
Более того, как подчеркнул Фаббри, инфраструктурные объекты, которые планируют построить страны G7, технически превосходят то, что строит Китай в рамках своей инициативы «Пояса и пути». Основное внимание в рамках PGII уделяется созданию инфраструктуры человеческого потенциала в развивающихся странах и повышению качества образования и медицинских учреждений. В отличие от китайских проектов, страдающих от низкой стоимости и качества, расплывчатых стандартов и сжатых сроков, инициатива PGII может стать крупной победой для глобального благосостояния и устойчивого развития, с ее акцентом на человеческую инфраструктуру в центре глобальных амбиций в области развития.
«Акцент на человеческий капитал оказывает более длительное воздействие на экономический рост страны, чем создание физической инфраструктуры, влияние которой на экономический рост может быть неопределенным. Лауреат Нобелевской премии индийский экономист Амартия Сен придерживается того же мнения. Вопреки мнению о том, что инвестиции в физическую инфраструктуру – это путь вперед, Сен считает, что основное внимание следует уделять развитию человеческого потенциала. Для этого всем гражданам страны должно быть доступно качественное медицинское обслуживание, а грамотность должна быть стопроцентной. Вместо того, чтобы создавать загрязняющие окружающую среду тепловые электростанции, PGII делает акцент на борьбе с изменением климата и чистой энергии», – пишет Фаббри.
Страны G7 так же делают упор на продвижении безопасности здравоохранения, цифровых технологий, а также гендерного равенства. Словом, PGII, как заключает Фаббри, это, по сути, программа по созданию качественной, устойчивой инфраструктуры, которая изменит жизнь людей по всему миру к лучшему без долговых ловушек для их стран на десятилетия вперед.
Комментарии