В Китае снова открыл двери фестиваль онлайн-шоппинга «618». Но он приносит ритейлерам меньше радости, чем обычно, поскольку покупатели становятся более бережливыми в условиях стагнации доходов и вялой экономики. Об этом пишет «The Economic Times».
Сейчас семейные бюджеты китайцев все еще в шатком положении из-за многолетних ограничений, связанных с COVID-19, безработица среди молодежи рекордно высока, а важнейший сектор недвижимости находится на шаткой почве. Опираясь на это, покупатели со всей страны говорят журналистам и «The Economic Times», и «Nikkei Asia», и другим СМИ, что не поддаются больше искушению накупить вещей на распродажах.
«Торговые фестивали в наши дни длятся все дольше и дольше, и я все больше и больше устаю от этого. Покупка множества вещей во время шопинг-фестивалей только занимает место в моем доме и тратит впустую деньги», – поделилась с «Nikkei Asia» Николь Лю, менеджер одной шанхайской компании электронной коммерции. – «Люди вокруг меня сталкиваются с растущим финансовым давлением и не желают тратить деньги, хотя у них все еще может быть достаточно сбережений. У меня, например, есть друзья, которым из-за снижения семейного дохода необходимо перевести своих детей из дорогих частных школ в более доступные».
Как Николь Лю, похоже, думают многие китайцы. Первое крупное торговое мероприятие после снятия пандемийных ограничений грозит обернуться фиаско. Ожидается, что большинство платформ электронной коммерции снова не будут раскрывать информацию о своей валовой стоимости товара (GMV), термине, широко используемом в секторе онлайн-торговли в качестве показателя выручки. Впервые ее скрыли осенью 2022 года, во время фестивалей распродаж к ноябрьскому китайскому Дню холостяков. Тогда многие наблюдатели восприняли этот шаг как знак того, что золотая эра шоппинг-феерий в стране, возможно, закончилась. В этом году «Alibaba», которой принадлежат онлайн-площадки «Tmall» и «Taobao», даже предупредила компании, занимающиеся обработкой данных, о «последствиях» широкого распространения своего GMV. Как сообщили «Nikkei Asia» несколько компаний, занимающихся обработкой данных. Некоторые сказали, что «Tmall» «значительно увеличила» свои усилия по борьбе с удалением веб-страниц.
«Похоже, что показатели продаж в этом году исключительно чувствительны», – сказала одна из компаний, занимающихся обработкой данных, а в «Alibaba» не ответили на запрос о комментариях журналистам по этому поводу.
Слабое потребление – тормоз экономики?
Многие экономисты считают слабое потребление основным тормозом для китайской экономики, даже несмотря на то, что есть деньги, которые можно потратить.
«Депозиты населения находятся на историческом максимуме. Это означает, что люди не желают тратить деньги со своих банковских счетов на потребление или покупку недвижимости», – заявил Донг Чен, руководитель сектора азиатских макроэкономических исследований в «Pictet Wealth Management», на пресс-конференции во время уходящей недели», – «Мы наблюдаем недостаток доверия в довольно широком плане, не только в сфере розничных продаж».
Конкуренция за рекламные акции также усилилась в этом году, поскольку платформы делают упор на низкие цены. «Alibaba» и «JD.com» говорят, что вкладывают «рекордные инвестиции» в предоставление скидок покупателям. В этом году к гонке покупок присоединяется все больше платформ, поскольку платформы социальных сетей, такие как «Xiaohongshu» и «WeChat», спешат нажиться на буме продаж в прямом эфире. В этом году исполняется 20 лет со дня основания «JD.com», и интернет-ритейлер активизировал свои рекламные усилия. Но, учитывая сложную макроэкономическую среду, осторожные потребительские расходы и усилившуюся конкуренцию между платформами, аналитик «Citi» Алисия Яп прогнозирует, что юбиляр достигнет роста GMV всего на 2-5% в годовом исчислении. В прошлом году, на его площадке за 18-дневный сезон покупок общий объем продаж составил 379,3 млрд юаней (53 млрд долларов), что на 10% больше, чем годом ранее.
Чжан И, главный аналитик базирующейся в Гуанчжоу компании «iiMedia Research», сказал, что влияние COVID на покупательную способность потребителей все еще ощущается, и многие по-прежнему с осторожностью относятся к расходам.
«Более того, большинство людей больше не концентрируют свои расходы на каком-то конкретном фестивале электронной коммерции, поскольку в наши дни онлайн-шопинг значительно диверсифицирован и нормализован», – сказал он. – «Некоторые компании неохотно предлагают масштабные рекламные акции для этих торговых фестивалей».
Китай пытается перейти от роста, обусловленного экспортом и инвестициями в недвижимость, к росту, основанному на потреблении, но за последние три года внутреннее потребление замедлилось. Поскольку внешний спрос продолжает падать, а геополитическая напряженность усиливается, Китаю как никогда важно стимулировать внутренний спрос для поддержания своего роста. Экономика страны постепенно восстанавливалась в этом году, но это основано на очень низкой базе, поскольку десятки городов, особенно финансовый центр Шанхай, в прошлом году находились под строгим и длительным карантином. Восстановление также является неравномерным, поскольку только рост сектора услуг на 5,4% опередил рост ВВП в первом квартале. Еще более плохие новости появились в четверг, когда Китай опубликовал разочаровывающие экономические данные за май, показавшие, что занятость молодежи достигла рекордно высокого уровня, а розничные продажи оказались ниже ожиданий.
В то время как быстрое восстановление сектора услуг стало основной движущей силой восстановления Китая после COVID-19 в этом году, слабое восстановление недвижимости, глобальный спад и растущий геополитический конфликт с США остаются основными проблемами для поддержания устойчивого восстановления Китая. Этой позиции придерживается и Тинг Лу, главный экономист по Китаю в «Nomura». По его словам, поскольку Пекин ставит национальную безопасность превыше большинства других политических целей, политикам может быть трудно достичь консенсуса по экономическому стимулированию.
Но даже относительно быстрое восстановление в сфере услуг по-прежнему свидетельствует о слабом потреблении. Пятидневные майские каникулы, известные как «Золотая неделя», когда туристическая активность Китая впервые превысила свой допандемический уровень, могут служить примером. Рост выручки крупных предприятий розничной торговли и общественного питания вырос на 18,9% и 57,9% в годовом исчислении соответственно, но это было обусловлено низкой базой предыдущего года, когда Шанхай находился в карантине. Хотя в период «Золотой недели» количество поездок по стране также увеличилось на 19,1% по сравнению с уровнем 2019 года, общий доход вырос всего на 0,66% по сравнению с уровнем до пандемии, что означает, что туристы тратили гораздо меньше на свои внутренние поездки в этом году.
Еще один эксперт, Тао Ван, главный экономист «UBS» по Китаю, полагает, что восстановление потребления в Китае, как ожидается, будет «постепенным» и обусловлено услугами, в то время как спрос на дорогие товары, такие как мебель и бытовая техника, слабый, поскольку они «связаны со все еще слабым рынком недвижимости в стране».
«Мы ожидаем, что избыточные сбережения будут высвобождаться очень медленно, потому что повышение доверия будет лишь постепенным», – отмечает экономист.
Рынок труда не внушает доверия
Неопределенность на рынке труда не делает картину более радужной. Двухлетние репрессии Пекина в отношении технологического сектора вкупе с последствиями пандемии привели к тому, что многие китайские технологические гиганты уволили тысячи работников и стали искать более дешевую рабочую силу, чтобы сократить расходы.
«После COVID-19 рост доходов постоянно замедлялся из-за замедления экономического роста и пессимистичных прогнозов на ближайшие годы, что также привело к снижению потребления, поскольку оно тесно связано с доходами», – говорит Дэн Ван, главный экономист «Hang Seng Bank China».
Он полагает, что отсутствие гарантий занятости также снизило готовность людей инвестировать в жилье или тратиться на повседневное потребление.
Работники среднего класса технологических гигантов при этом – не единственные, кто теряет работу. Безработица среди молодежи достигла рекордного уровня - более 20%, что означает, что 6,5 млн человек в возрасте от 16 до 24 лет в стране не имеют работы. Многие соискатели обратились к подработке, чтобы свести концы с концами, в популярных онлайн-сервисах. Так, число зарегистрированных пользователей крупнейшей в Китае платформы доставки еды «Meituan» выросло на 1 млн до 6,24 млн в 2022 году, в то время как в 2021 году оно увеличилось всего на 570 тыс, а в 2020 году – на 710 тыс, согласно отчетам компании о корпоративной социальной ответственности. Число зарегистрированных водителей такси тоже возросло. В конце апреля насчитывалось 5,41 млн зарегистрированных водителей, что на 60% больше, чем два года назад.
Китай нацелен на рост ВВП примерно на 5% в этом году. Чтобы достичь потенциального темпа роста в 5,5%, потребление должно было бы увеличиться как минимум на 6,36%, что, по словам Яо Яна, профессора экономики Пекинского университета, «ни в коем случае не является легкой задачей». Даже повышения потребительского доверия и стабилизации сектора недвижимости может оказаться недостаточно для обеспечения такого уровня внутреннего потребления, считает ученый.
Что касается самих фестивалей электронной коммерции, то, даже если экономика Китая постепенно восстановится, привычки потребителей уже изменились, и при том и журналисты, и экономисты, и обычные китайцы отмечают, что нет никакой гарантии возврата к прежним привычкам. Золотые дни онлайн-феерий распродаж доковидной эпохи, возможно, действительно закончились.
Фото на превью: biznetforum.3dn.ru
Комментарии