После того как Россия, а затем и Казахстан ввели временный запрет на экспорт сахара для поддержания стабильности внутреннего продовольственного рынка, Кыргызстан предложил запретить вывоз стратегического продукта за пределы таможенной территории ЕАЭС до нового урожая. Такая мера, считают в Минсельхозе, позволит гарантированно обеспечить продбезопасность и предотвратить возможный дефицит продукта. «МК-Азия» обсудила с президентом Ассоциации рынков КР Сергеем Пономаревым, не повлияют ли внешние факторы на стоимость белого песка в Кыргызстане и не грозит ли стране в сезон домашних заготовок дефицит сахара.
Предлагаемые министерством меры для обеспечения продбезопасности и бесперебойного снабжения населения продуктами первой необходимости имеют под собой почву. Подобная ситуация сложилась весной 2022 года после введения Россией запрета на экспорт зерновых и сахара в ряд стран. Несмотря на имеющиеся запасы на отечественном рынке начался ажиотаж, вызванный искусственным образом. Кыргызстанцы сметали с полок муку и сахар, цены на который взлетели более чем на 20%. Не ждет ли нас повторение позапрошлогодней истории?
«Уверен, что такого не будет, - говорит президент Ассоциации рынков КР Сергей Пономарев. - Во-первых, в январе-феврале этого года Кыргызстан уже импортировал 10,8 тыс. тонн сахара из других стран. Видимо, было предположение, что возможен какой-то дефицит. Поэтому сахар завезли больше, чем обычно в этот период, чтобы создать запасы и не допустить искусственного ажиотажа. Во-вторых, на рынке цена формируется соотношением предложения и спроса. Если возникнет ограниченное предложение по количеству продукта, то рыночная цена может взлететь вверх. Но при этом надо учитывать, что сахар входит в перечень социально значимых продовольственных товаров, подлежащих обязательному регулированию со стороны Госантимонополии. Достаточно вспомнить ограничения в период ажиотажа, когда в одни руки 1 килограмм сахара отпускался по льготной стоимости, а все что выше – уже по другой цене. Поэтому не думаю, что будет резкое подорожание продукта, способное вызвать социальный взрыв».
При этом, как отмечает эксперт, можно ожидать небольшого повышения цен на один из продуктов первой необходимости – это происходит каждый год с наступлением сезона консервации, по окончании которого сахар вновь может упасть в цене. Но едва ли такие ценовые колебания могут быть связаны с решением России и Казахстана о запрете экспорта сахара до конца лета.
Глава Ассоциации рынков напомнил, что, принимая ограничения по поставкам сахара, Россия вместе с тем предусмотрела сохранение квот для союзников по экономическому альянсу – для Кыргызстана квота на ввоз сахара составила 28,5 тыс. тонн. По-прежнему открыты рынки Беларуси, также крупного поставщика белого песка, и третьих стран. И, конечно, большую часть потребности населения в сахаре (до 64,8%) закрывают отечественные производители – сахарные заводы «Каинды-Кант» и «Кошой», которые постепенно увеличивают объемы производства.
«Поэтому даже если для нас закрывается рынок ближайшего соседа, Казахстана, это не значит, что больше товар неоткуда везти, - добавляет Сергей Пономарев. - Что касается предложения Минсельхоза КР о запрете на вывоз сахара в третьи страны, думаю, что оно справедливо. А во взаимоотношениях с партнерами по ЕАЭС должна быть зеркальность. Кыргызская сторона также может ввести временный запрет на вывоз или установить квоту. Такая мера предусмотрена в рамках экономического объединения при возникновении дефицита тех или иных товаров, не является нарушением норм сотрудничества внутри союза и основывается прежде всего на защите внутреннего рынка».
В заключение эксперт отметил, что цены на продукты питания ежегодно растут во всем мире, и глобальные потрясения неизбежно затрагивают каждое государство в той или иной мере. К примеру, финансовый кризис 2008 года, когда даже в западных странах с развитой экономикой происходило колоссальное количество банкротств, коснулся всех, – продукты питания интенсивно дорожали везде. Тенденция к этому сохранится.
Комментарии