В Бишкеке, в офисе Института по освещению войны и мира (IWPR) совместно с Фондом «За международный мир» прошла видеоконференция на тему «Проблемы ислама в Центральной Азии». В ней приняли участие эксперты, представляющие столицы четырех государств – США, России, Казахстана и, конечно же, Киргизии. Перед собравшимися был поставлен ряд вопросов, на которые эксперты попытались найти свои ответы.
В частности, участникам видеовстречи предложено было дать свою оценку происходящему в Центральной Азии развитию ислама, а также решить как государствам региона следует находить баланс между госбезопасностью и свободой религии, какие угрозы действительно существуют в регионе и, наконец, что подразумевается под понятием «религиозная угроза» в Центральной Азии?
В ходе дискуссии один из участников конференции, директор киргизского центра «Религия. Право. Политика», теолог Кадыр Маликов высказал мнение, что реальной угрозой для Центральной Азии может послужить это чрезмерная политизация религии, а также низкий уровень знания о религии, как среди государственных чиновников и светских граждан, так и среди самих верующих. Она, если верить эксперту, может привести к столкновению целостных систем власти и общества.
- Светские власти в Центральной Азии видят в росте религиозности населения потенциальную угрозу, - подчеркивает Маликов. – Однако не как угрозу для безопасности страны, а как подсознательную угрозу потери своей личной власти.
Немного иную версию угроз для региона высказал заведующий отделом стратегических исследований Аппарата президента Киргизии Орозбек Молдалиев. Эксперт отметил, что угрозу может представлять та власть, у которой нет достаточного опыта эффективного взаимодействия с представителями радикальных течений.
- Религиозная угроза существует от того, что нет механизмов взаимодействия с разными группами, - уверен Молдалиев. С ним, впрочем, в ходе видеоконференции согласилась и представитель Института мира США Кэтлин Кьюнэст, подвергшая критике законы о религии, которые ущемляют права верующих в центральноазиатском регионе. Она считает, что отсутствие равновесия в законодательстве рано или поздно может привести регион к радикализации.
В качестве действенного лекарства от религиозного недуга участники встречи предложили выработать государствам региона определенные формы взаимодействия с различными религиозными течениями, вместо того, чтобы ко всем применять единый подход. При этом экспертное сообщество посоветовало более квалифицированно реагировать на экстремистские проявления в странах региона. Примером оного может служить ситуация на западе Казахстана, где два месяца назад были зарегистрированы случаи самоподрыва смертниками.
Озвучили участники диалога и еще одно предположение, суть которого сводится к тому, что религия в отдельных странах региона начинает замещать некоторые функции государства, в частности, в сфере образования, брака, правосудия, медицины и идеологии. – Вот почему религиозная стабильность в стране зависит от силы самого государства и внутренней ситуации в стране, - отметила специалист по Центральной Азии Эрика Марат (Вашингтон, США).
Эксперты также отметили, что ислам интернационален, но национальные аспекты имеют место быть, отсюда и формы взаимодействия власти и ислама в разных странах различны, что следует принимать во внимание при оценке и прогнозировании. На видеоконференции был также задан вопрос о том, какую угрозу для стран Центральной Азии может представлять вывод войск США из Афганистана. В ответ на это директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин высказал мысль, что проводить параллели сложно, но если рассмотреть вариант, что к власти придут талибы, то вряд ли будут нападать на страны региона.
Комментарии