Еще в начале октября депутатом киргизского парламента Ширин Айтматовой, дочерью всемирно известного писателя Чингиза Айтматова, в социальных интернет-сетях был поднят вопрос о том, что на бишкекскую ТЭЦ был завезен радиоактивный уголь.
Нардеп стала бить "во все колокола", однако до общественности суть проблемы ей донести не удалось. Вторую попытку обличить госчиновников, пропустивших опасный уголь в Киргизию и разрешивших использовать его для отопления, предпринял коллега Айтматовой – Райкан Тологонов. Парламентарий озвучил данную информацию накануне, 26 октября, на заседании Жогорку Кенеша. Тут-то скандал с углем и вызвал резонанс в обществе, и не столько из-за того, что в республику действительно был ввезен данный продукт, сколько из-за того, что причастным к его приобретению объявили самого спикера парламента Ахматбека Кельдибекова. Его помощник, якобы, имел непосредственное отношение к закупкам топлива для горожан. Спикер, как и ожидалось, от обвинений открестился.
Райкан Тологонов накануне заявлял, что 8 тысяч тонн (130 вагонов) куланского угля поступило в Кыргызстан из Казахстана. При этом радиация в топливе превышала норму, по различным данным, в 2-8 раз. Несмотря на отрицательные показатели, было принято решение применить его в качестве топлива для обогрева бишкекских домов. Парламентарий также настаивал, что лоббировал вопрос закупок не кто-нибудь, а сам спикер парламента Кельдибеков, приказавший купить уголь именно в Куланды.
Тем временем, Министерство энергетики, также ответственное за обеспечение отопительного сезона в Киргизии, поспешило уйти от скандала, заявив, что ответственность за закупку угля несут энергетические компании, в данном случае ОАО «Электрические станции». Те, в свою очередь, еще в начале месяца опровергли подозрения о радиации угля, уверяя, что опасное топливо ими в Киргизию никогда не завозилось.
Итогом скандала, набравшего обороты менее чем за сутки, стал запрет на поставку угля с Куланского месторождения. Партию же, которая была признана радиоактивной, «Электрические станции» пообещали не использовать для отопления и хранить отдельно от качественного угля.
Интересно, что на самом месторождении в Казахстане никакой радиации обнаружено не было. Об этом журналистам сообщил начальник департамента санитарно-эпидемиологического контроля Жамбылской области К. Касымов.
Единственными, кто взял на себя какую-то ответственность за ввоз угля ненадлежащего качества, стало Министерство здравоохранения Киргизской Республики. В частности, завотделом контроля за обеспечением радиационной безопасности Департамента Госсанэпиднадзора МЗ КР Рая Бейшенкулова призналась, что поставляемый на границу товарный груз не вскрывается без разрешения Минздрава.
- Поставщики куланского угля из Казахстана не получали у нас соответствующих документов, поэтому нужно разобраться, кто виноват в том, что радиоактивный уголь попал на территорию страны, - отмечают в ведомстве.
Попытались оправдаться и таможенники.
- Оборудование по радиационному контролю зафиксировало факт того, что уголь, предназначенный для ТЭЦ Бишкека и ввезенный из Казахстана, радиоактивен, - признался глава Государственной таможенной службы Кубанычбек Кулматов. - Если бы на тот момент ГТС обладала полномочиями, то вагоны с данным грузом не были бы допущены на территорию Кыргызстана. Эти функции осуществлял Республиканский центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Но буквально вчера, 26 октября 2011 года, было подписано постановление правительства, согласно которому функции радиационного контроля переданы Таможенной службе.
Комментарии