20 августа в Ереване откроется неформальный саммит глав государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Лидеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана обсудят ситуацию в Киргизии. Туда предполагается отправить по просьбе ее властей бронетехнику и вертолеты. Члены организации сформируют группу советников, которая поможет в расследовании трагических событий июня этого года на юге страны.
Ситуация в стране напряженная. А на днях временное правительство лишило неприкосновенности Аскара Акаева. Этот известный политик, родившийся в ноябре 1944 года, был первым президентом Киргизии с 1990 по 2005 год. После «тюльпановой революции» в 2005 году он сложил с себя полномочия главы государства. Сегодня Аскар Акаев живет в Москве. «Времени новостей» он рассказал, как относится к сообщениям из Бишкека.
- Аскар Акаевич, что означает снятие с вас неприкосновенности?
- Большинство членов временного правительства, а его нельзя считать легитимным после принятия новой конституции в июле, участвовало в государственном перевороте 2005 года. Этот переворот получил название «тюльпановая революция». Это они привели бывшего премьера Курманбека Бакиева к власти, и его правление закончилось плачевно. Страна находится в политическом и экономическом кризисе, социально-экономическая ситуация ухудшается. А временная власть вместо того, чтобы заниматься созиданием, стабилизировать общество и успешно провести намеченные на октябрь парламентские выборы, хочет вновь обострить ситуацию вокруг Акаева. Чтобы в ходе дискуссии отвлечь внимание от проблем. Так поступают только политические авантюристы, не способные созидать, а умеющие только разрушать.
- В первых своих комментариях вы уже заметили, что речь может идти о личной мести вам.
- Я имел в виду одного человека, заместителя главы временного правительства Киргизии Азимбека Бекназарова. Это был мой вечный оппонент. Преследование Акаева - это его навязчивая идея. Он был одним из главных персонажей аксыйского трагического события 2002 года. (17 марта 2002 года киргизы вышли на демонстрацию в Аксыйском районе, протестуя против передачи Китаю части киргизских территорий. - Ред.) Бекназаров сыграл роль известного в российской истории попа Гапона, спровоцировав людей на конфликт с правоохранительными органами. Местные силовики проявили недостаточную гибкость, открыли огонь, погибло шесть человек.
Мы своевременно создали комиссию из числа независимых экспертов, и все, кто был виновен, были наказаны. В числе виновных был назван и Бекназаров. Я в эти трагические дни был в заграничной поездке. В республике «на хозяйстве» был премьер Бакиев. Его впоследствии и назвал виновным в этих событиях Бекназаров, будучи при Бакиеве генпрокурором. После этого Бакиев его уволил. Но мне он мстил постоянно, поэтому я так и расцениваю его действия сегодня.
- Документ о снятии неприкосновенности подписала и президент Роза Отунбаева.
- Подпись ее и других членов кабинета -- это голый политический расчет. Разворачивается предвыборная борьба. И Отунбаева, и остальные ключевые фигуры в ее кабинете делают все, чтобы получить как можно больше мест в новом парламенте. Они полагают, что, инициируя против меня кампанию об экстрадиции, они получат эти голоса. Но я уверен, что народ устал от подобных политических игр. А выдвигаемые обвинения были признаны несостоятельными еще пять лет назад при Бакиеве. Он пытался тоже снять с меня неприкосновенность, но хотя бы это делал законным путем через парламент. Ведь по конституции только парламент может лишать статуса неприкосновенности бывшего президента. И именно по обвинению парламента, а не какого-либо другого органа. В новой конституции, принятой по инициативе временного правительства, также имеется такое положение. Они сами его не выполняют.
- Можете ли вы в такой ситуации выезжать за границу?
- Ну а почему нет. Правда, в Киргизии я не был уже пять лет и пока туда не собираюсь. Мне в России комфортно. От политики я отошел, скажу честно, устал от этого. Я являюсь иностранным членом Российской академии наук, занимаюсь, как и раньше, математической экономикой. Российского гражданства у меня нет, но это не мешает мне работать в МГУ имени Ломоносова в качестве профессора и продолжать научную деятельность.
Комментарии