По данным международной организации по защите прав Amnesty International, правоохранительные органы Таджикистана ввели в практику применение пыток над задержанными для получения признательных показаний. Пытки также применяются милиционерами для запугивания родственников задержанных лиц. Об этом BBC заявила активист правозащитной организации Рейчел Бьюглер. По ее данным, жертвы пыток после издевательств запуганы, поэтому боятся обращаться с жалобами на милиционеров.
Они уверены, что в случае, если правда всплывет наружу, над ними станут издеваться еще сильнее. Все это происходит, в основном, из-за безнаказанности сотрудников правоохранительных органов, а также при попустительстве местной власти, закрывающей глаза на нарушения прав человека. Приме тому – всего пара возбужденных по факту пыток уголовных дел за последние несколько лет. Остальные же случаи, в том числе с летальным исходом, так и остались нерассмотренными.
К слову, официальный Душанбе не открещивается от негативной проблемы, признавая, что пытки имеют место быть в правоохранительных органах, однако шаги по борьбе с издевательствами пока не дают положительных результатов. Ведь доказать факт пыток чрезвычайно сложно.
- Пытки широко применяются в основном в первые часы и даже дни ареста для получения признательных показаний, - отмечает Рейчел Бьюглер в интервью западным журналистам. - Жестокое обращение становится источником дохода для сотрудников милиции. Коррупция в государственных органах носит масштабный характер. Родные арестованных, пытаясь помочь им, пользуются своими связями и платят взятки. Особенно радикальные меры применяются в отношении подозреваемых в членстве в запрещенных исламских группировках.
Излюбленными методами таджикских милиционеров правозащитница называет избиения, обливание кипятком, прижигание сигаретами, изнасилования, а также применение электрического тока. Мужчинам часто приходится испытывать унижения, когда к их половым органам привязывают бутылки с песком и водой.
Сами сотрудники правоохранительных органов вроде как и не отрицают, что используют запрещенные методы, однако мотивируют это тем, что пыток требует сама специфика работы, а насилие над задержанными приносит свои «плоды». Усугубляет положение с пытками действия властей по блокировке доступа к задержанным со стороны волонтеров международных благотворительных и правозащитных организаций.
Между тем, только за 2011 год в Генпрокуратуру Таджикистана поступили 26 жалоб от тех, кто подвергся пыткам в таджикских исправительных учреждениях. И всего 5 случаев были рассмотрены власть имущими.
- По поводу пыток граждане обращаются довольно часто, но, поскольку не проводится тщательного расследования по этим заявлениям, многие жертвы пыток в дальнейшем не хотят повторного обжалования, - делится впечатлениями юрист Махира Усманова. - Жертвы боятся, что не будет должной правовой защиты, компенсации, и боятся ухудшения своего положения. Кроме того, сложно получить доказательства применения пыток, если родных и адвоката к арестованному не допускают. Как показала практика, первые часы и дни являются наиболее критическими, в том смысле, что именно в это время чаще всего подследственные подвергаются пыткам. Кроме того, нет возможности независимого медицинского освидетельствования. А та, что проводится сотрудниками МВД и СИЗО, не вызывает доверия. Нередко в зале судебного заседания подсудимые заявляют о пытках и пытаются продемонстрировать следы от электрошока,
обливания кипятком, но судьи отказываются смотреть на это, рекомендуя жертвам обращаться к следователю или в прокуратуру. Ничего не делается для расследования таких жалоб. Однако показания, полученные таким образом, ложатся в основу приговора суда, и это носит повсеместный характер.
Комментарии