Все вопросы относительно выбора пути интеграции Киргизии с Таможенным союзом или же Китаем упираются в один аспект – национальную безопасность.
Кыргызстан оказался в ситуации, когда вынужден самостоятельно определять свою траекторию развития и цели во внешней и внутренней политике. Об этом на состоявшемся в четверг, 14 июня, в Бишкеке, в пресс-центре «Россия» круглом столе «Выбор Кыргызстана: Китай и/или Таможенный союз» заявил Мелис Джунушалиев, представляющий Национальный институт стратегических исследований КР.
- Понятно, что внешняя политика является продолжением внутренней, - поясняет он.
- В одиночку с кризисами Кыргызстану не справиться. Поэтому возникает необходимость в интеграции с Таможенным Союзом. Однако говорить о том, что Кыргызстану нужно выбирать только одно направление интеграции, на мой взгляд, неточно. Надо говорить о том, что Кыргызстан преследует в этих организациях. Республике надо входить в разные интеграционные форматы и использовать их для достижения своих целей.
Иными словами, ТС не является окончательной целью для Кыргызстана. Союз должен стать для Киргизии способом решения собственных проблем и достижения поставленных целей. В этой связи и президент, и глава правительства на разных уровнях заявляли о стратегическом партнерстве с Россией.
Это никоим образом не мешает республике сотрудничать с другими государствами, в частности с Турцией или Китаем. Касаясь последнего, отмечу, что крупный инфраструктурный проект, то есть железная дорога, очень важен для Кыргызстана. Это было бы крайне выгодно для КР. То есть, можно было бы связать регионы внутри республики и зарабатывать деньги на транзите.
- Страна может выжить, лишь объединяясь с кем-то, - констатирует эксперт.
- На поверхности лежит судьба Центральной Азии. Этот регион может стать точкой роста, местом стабилизации и развития. Я сторонник того, чтобы Центральная Азия стала точкой стабильности. В одиночку Киргизии трудно будет разрешить накопившиеся сегодня проблемы.
Главная проблема внутри Кыргызстана – неспособность правящей элиты договариваться о стратегических целях и способах достижения поставленных задач. Отсюда происходят конфликты, например, смена власти в марте 2005 года и апреле 2010.
В Кыргызстане существует дефицит государственности, поскольку вертикаль власти практически разрушена, и дефицит справедливости, поскольку решения принимаются без учета последствий, без учета отношения к принятому решению со стороны населения.
- Интеграция должна проходить с разной скоростью по разным аспектам, - продолжает Джунушалиев.
- Необходимо защитить население, бизнес, создать условия для поиска новой ниши в Евразийском союзе. Это одна из задач государства.
У нас нет четкой экономической политики. Одни тянут вправо, другие влево. Кто-то ориентируется на Японию, однако мы - кыргызстанцы, и у нас свой путь. Кыргызстан может на пространстве СНГ, используя свое географическое положение, стать логистическим центром между западом и востоком.
Мы сможем получать деньги от транзита товаров, пассажиров. Возможно, будет реализован проект финансовой биржи, которая станет связующим между Западом и Востоком.
Комментарии