В КР из-за не состоятельной законодательной базы в сфере религии и отсутствия государственного органа, контролирующего деятельность религиозных организаций на территории страны, действуют различные религиозные организации, некоторые из которых запрещены в других странах и носят опасный и тоталитарный характер. Эти и другие проблемы религиозно-общественных отношений 26 июня на встрече с журналистами озвучили представители Центра религиоведческих исследований Киргизии (ЦРИ).
- На сегодняшний день в стране зафиксирована деятельность таких деструктивных и тоталитарных сектантских движений, как общество Кришнаитов, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), культ Шри Чинмоя, Долнара Ханнонг, Фалуньгун, секта Муна и многие другие, - заявила руководитель Центра религиоведческих исследований Екатерина Озмитель.
По данным исследования, проведенного ЦРИ, на территории Киргизской Республики официально зарегистрировано 2 тысячи 200 религиозных организаций и объединений. Результатом огромного количества верований стала общедоступность регистрации такого рода сообществ и отсутствие у государства объективной информации об их деятельности.
Традиционный ислам и православие оказались неподготовленными к жесткой конкуренции со стороны исламских радикалов и многочисленных сект. В то же время, зачастую действовавшие подпольными методами исламские радикалы, разнообразные секты и религиозные объединения подготовили проповедников, которые обладают богатым опытом миссионерской деятельности.
- Наша проблема еще и в том, что правовая база не разработана в достаточной мере, отметила Озметель. - В настоящий момент ведутся дебаты по поводу последней редакции законопроекта о религиозных организациях в нем допущено множество неточных формулировок.
По мнению экспертов, неразбериха в религиозной сфере Киргизии началась с принятия в 1991 году закона о свободе вероисповедания, согласно которому для регистрации духовной общины требовалось всего 5 человек.
- Когда был принят закон о свободе вероисповедания, нам насадили либеральную модель. Но идти к ней нужно 100-200 лет, как к демократии. Нам необходимо строить другую модель - кооперативную, - отметила заместитель председателя Общественного наблюдательного совета при Госкомиссии по делам религий Назира Курбанова.
Добавим, что в 2008 году в закон о религиозных организациях были внесены поправки в соответствии, с которыми для официальной регистрации деятельности духовенства необходимо 200 человек. Однако закон вызвал немало нареканий в ущемлении прав и свобод верующих.
- Государство слишком жестко относится ко многим конфессиям, которые не сделали ничего плохого. Экстремисты регистрировать свою деятельность и не собирались, зато всем другим досталось очень. 200 человек для регистрации общины очень сложно набрать. Это нарушение основополагающего принципа - свободы совести, - высказал свое мнение старовер одной из нетрадиционных конфессий.
Специалисты в области религии считают, что для улучшения ситуации необходим контроль не только зарегистрированных, но и подпольных организаций, о деятельности которых у государства недостаточно информации.
- Государство абсолютно не контролирует ситуацию, я не удивлюсь, если реальные цифры деструктивных сектантских движений в Киргизии будут гораздо выше. Под видом различных социальных и религиозных организаций в нашей стране подпольно действуют радикальные группировки, которые уводят наших детей от традиционных верований. Они финансируются третьими силами из-за границы, религию используют как прикрытие для разжигания межконфессиональной и межэтнической розни. Ислам трактуют в угоду себе для манипулирования обществом, - заявила политолог глава Ассоциации НПО и НКО в Киргизии Токтаим Уметалиева.
По словам представителей ЦРИ, Центра религиозных исследований займется подготовкой базы данных официальных и подпольных религиозных объединений, оценкой их деятельности и разработкой теоретических материалов для повышения религиозной грамотности молодежи Киргизии.
Стоит отметить, что нельзя лишить человека права свободы выбора, но можно предостеречь подростков от вступления в радикальные организации путем пропаганды традиционных религий.
Дальнейшее развитие религиозной ситуации в республике во многом зависит от того, смогут ли официальный ислам и православие восстановить свое влияние в среде местного населения и, совместно с правительством, оказать эффективное противодействие исламским радикалам, а также сектам тоталитарного направления.
Комментарии