Языковая безграмотность, проблемы легализации и защиты прав трудовых мигрантов, потребности рынка труда, соотношение и качество рабочей силы, культурная и трудовая адаптация киргизстанцев, на эти и другие вопросы в интервью порталу News-Asia ответили Руководитель фонда содействия трудовым мигрантам в Татарстане Закир Сариев и Тагильцева Наталья Ивановна представитель паспортно-визового сервиса ФМС России компании «Мигратика» Екатеринбург .
- Закир Акматович как на сегодняшний день в России обстоят дела трудовых мигрантов из Киргизии, и какие проблемы стоят наиболее остро?
- Если говорить о поддержке неправительственного сектора по регионам, то можно сказать о развитии этого направления. Все чаще в различных городах по всей России появляются организации, которые ведут активную деятельность по социальной и юридической адаптации мигрантов. Зачастую такие организации открывают люди знающие хитрости местного законодательства, изучившие рынок труда, желающие помочь своим бывшим соотечественникам, которые приезжают на заработки.
Но если говорить о нормализации ситуации с трудовыми мигрантами в целом, то тут остается еще огромный ряд нерешенных проблем. И, основные из них это - незнание мигрантами русского языка и собственных прав. Поэтому трудовые мигранты часто становятся заложниками довольно непростых ситуаций.
Есть несколько ключевых проблем, фундаментальных проблем, с которыми мы должны определиться.
Во-первых, политика в отношении мигрантов (миграционная политика), должна быть четко определена. К сожалению, сегодня у нас нет ясного понимания, куда мы должны двигаться.
Во-вторых, отмечу, что сегодня в России не работают инструменты и механизмы законодательной системы в сфере трудовой миграции, которые бы способствовали интеграции мигрантов в российское общество. Как говорится, закон есть и в нем все правильно и грамотно написано, но на деле он, к сожалению, не работает.
На самом деле в вопросе касательно трудовой миграции есть недочеты, как с принимающей стороны, так и со стороны государства, откуда прибывают мигранты.
В-третьих, отсутствуют инструменты борьбы с ксенофобными настроениями, которые очень распространены и желание чиновников разного уровня что-то сделать в этом направлении.
У местного населения нередко складывается негативное отношение к гастарбайтерам, и зачастую их неприветливость оправдана, приезжая в чужую страну последние ведут аморальный образ жизни.
Позитивное мнение о стране нам приходиться формировать годами, а какой-то один невоспитанный, необразованный приезжий, может свести на нет весь наш труд.
В-четвертых, нет инструментов согласования интересов различных факторов миграционной политики. Речь идет о позиции к мигрантам федеральных властей, региональных властей, органов местного самоуправления. Сегодня вся миграционная политика выстроена, так - каждый сам за себя, нет самого необходимого для более эффективного взаимодействия - обмена информацией. Мы не знаем, что нужно работодателю, а он в свою очередь не знает, какое количество квот есть, и как ими воспользоваться. Трудовые мигранты не знают ни того, ни другого, что значительно усложняет поиск работы. В итоги вместо слаженной работы мы получаем эффект «сломанного телефона».
Мы совместными усилиями должны урегулировать баланс на национальном рынке труда, переориентировать мигрантов от стихийного поиска рабочих мест к целенаправленному (адресному) приезду к конкретному работодателю, с которым заранее оговорены характер и условия труда.
- Наталья Ивановна относительно проблем регулирования миграционных процессов, которые вскользь упомянул Закир Акматович, Вы как представитель паспортно-визового сервиса ФМС России можете рассказать?
- На самом деле это серьезная проблема. С одной стороны, мы создаем условия для законного пребывания и осуществления трудовой деятельности прибывающим к нам на работу добропорядочным иностранным гражданам. С другой, будем ставить и определенные барьеры для тех людей, кто наши правила не выполняет, кто живет по неким канонам вседозволенности и неуправляемости.
Сегодня миграционная политика выстроена исходя из постулата - мы можем регулировать миграционный процесс, для этого нам достаточно знать количество и структуру необходимых рабочих мест, причем желательно в разрезе квалификаций, специальностей. Тогда будет легче подбирать кадры в соответствии с потребностями рынка труда. Сам рынок очень мобилен, ежедневно появляются и исчезают сотни тысяч вакансий. Мы вообще, к сожалению, очень плохо его, отсюда все проблемы.
Масштабы трудовой миграции всегда подстраиваются под спрос: если он есть - люди поедут, нет - будут искать альтернативные варианты заработка у себя на родине.
- Скажите, а объемы нелегальной миграции сокращаются или растут?
- До этого года они сокращались, я говорю о 2007-2008 годах, в связи с тем, что новое законодательство проявило себя достаточно либерально. Но в этом году опять заметно увеличились, по той причине, что сократились квоты, искусственно создано ограничение доступа к процедуре получения разрешения на работу.
Комментарии