Накануне празднования Дня рождения города, 17 августа, в Музее изобразительных искусств открылась новая экспозиция, посвященная чрезвычайно важному и особенному периоду в истории русской культуры.
Вот уже не первый год Музей готовит Екатеринбургу особенный подарок – специальный проект, знакомящий горожан и гостей с крупнейшим в России собранием графики Русского музея (города Санкт-Петербурга).
Начиная с 2003 года, были подготовлены различные экспозиции, представившие развитие искусства рисунка в разные периоды и сочетающие в себе разнообразные стили и направления.
Художественный материал, представленный на выставке «Шедевры русского рисунка 1920-х годов. От классики до авангарда» позволяет воссоздать долгий путь развития рисунка, как самостоятельного вида изобразительного искусства.
Специальным гостем Музея в день открытия выставки стала Наталья Михайловна Козырева, завотделом акварели и рисунка Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург) - исследователь русской графики начала XX века, автор нескольких альманахов. Именно с её помощью проект воплотился в реальность и до сих пор продолжает знакомить екатеринбуржцев с наследием Русского музея.
В «предисловии» к экспозиции Наталья Козырева пишет: «Минувшее столетие в истории России принадлежит к числу наиболее трагических и противоречивых. ХХ век может быть смело назван временем высокого подъема отечественного искусства. Избранные нами работы блестящих рисовальщиков свидетельствуют о смелых и плодотворных решениях профессиональных проблем, о своеобразии мышления, о поиске новых форм. Рисунки, каждый по своему, рассказывают об отношении к действительности и о различных видах ее художественного преображения. Художники рисовали преимущественно карандашами, углем, сангиной, таким образом, изменялся сам приём рисования. Теперь, в отличие от предыдущего столетия, художник следовал за развитием замысла, создавал свой рисунок сразу как окончательный вариант».
На выставке были представлены работы блестящих рисовальщиков разных направлений – от продолжателей классической традиции Бориса Кустодиева, Георгия Верейского, Кузьмы Петрова-Водкина до авангардистов Натана Альтмана, Михаила Матюшина и Ивана Пуни.
Всего в экспозицию вошло 60 произведений оригинальной графики, знакомящих с творчеством 25 художников.
- Эта выставка явилась своеобразной чертой под тем, что нам уже удалось представить. И рисунок здесь, прежде всего, как вид независимого искусства. Стоит обратить внимание на портрет А.А.Ахматовой художника А.Н.Тырса. Здесь не только «работает» линия, но в большей степени светотень, мазок кисти. А вот наиболее крупной фигурой в искусстве первой трети ХХ века был К. Петров-Водкин, создатель «науки видеть», в графике художника запечатлелось «переживание пространства», сохраняется динамическое напряжение, - рассказывает Наталья Михайловна. - При создании данной экспозиции мы опирались на выставку Петроградских рисовальщиков, представленную в Москве в 1925 году. Митурич Петр Васильевич, Купреянов Николай Николаевич, Лебедев Владимир Васильевич, Львов Петр Иванович. Это как раз именно та группа художников, которая и была представлена в 25 году в Москве. Разнообразие стилей и мастерство рисовальщиков в то время вызвало небывалый всплеск эмоций и отзывов. И, можно сказать, что выставка 25 года явилась «родителем» выставки 2012 года.
Традиционные границы жанров в рисунке постепенно оказались размытыми. Возникли новые формы, в которых соединились черты портрета и зарисовки, интерьера и натюрморта. Стили все больше и больше переплетались между собой, создавая необычные формы. В произведении теперь ценилась не полнота отображения реальности, но выразительность как таковая.
По мнению Натальи Михайловны, рисунок – это действительно особенный жанр. В нем все находится на поверхности и не за чем «спрятаться» Это самое честное высказывание художника. Именно поэтому уже ближе к середине 30-годов подобных выставок становилось все меньше. Если раньше художники не боялись высказываться, открыто выражать свои эмоции на листе, то со временем подобная манера исчезла. Вместе с тем исчезла и подлинная искренность. Сложившаяся ситуация, безусловно была связана с политической обстановкой в стране. Рисунок потерял возможность честного и открытого высказывания и был вынужден отказаться от собственной сущности.
Выставка «Шедевры русского рисунка 1920-х годов. От классики до авангарда» в Музее изобразительных искусств продлится до 18 ноября.
Комментарии