Сегодня стало известно имя человека, которому вместе с экипажем удалось невозможное - посадить самолет без навигации, связи и почти без топлива на не приспособленный для этого аэродром. Командир воздушного судна Евгений Новоселов - именно в его руках, причем в буквальном смысле, были жизни всех, кто оказался накануне на борту аварийного Ту-154.
Эту посадку сейчас в деталях изучают эксперты и уже преподают будущим пилотам. Для зрителей Первого канала ее попытались воссоздать в учебно-тренировочном центре столичного аэропорта Внуково.
Это похоже на сцену из фильма об авиакатастрофе. В один момент гаснут все лампочки и табло, а стрелки на приборах резко падают вниз. Это отключилась система электроснабжения, и вместе с ней перестали работать топливные насосы. Пилоты переходят на ручной режим и понимают, что горючего осталось на полчаса полета. За это время им надо выбрать место для посадки, а из всех помощников только собственное зрение. Все это происходит не на киноэкране, а в реальности, в небе над республикой Коми.
То, что было дальше, теперь называют или чудом, или героизмом. Экипаж Ту-154, выполнявший рейс из Полярного в Москву, нашел в глухой тайге бывший военный аэродром и достаточно мягко посадил самолет. Делали все вручную, с гордостью демонстрируют коллеги.
Прорубив среди молодых сосен 200-метровую просеку, Ту-154 выехал за посадочную полосу и остановился в болоте. И только в этот момент пассажиры почувствовали, какая серьезная опасность им грозила. До этого они, конечно, понимали, что полет пошел не так, но паники не было. Ее не допустили бортпроводники.
Елена Разумова, бортпроводница: "Это моя работа. И мы ее выполнили хорошо, надеюсь".
Эти места командиру экипажа Новоселову были знакомы, говорят, что несколько лет назад он проходил здесь стажировку. Найти взлетную полосу, которой и на карте уже нет, помогла хорошая видимость. Над Ухтой борт летел засветло и в хорошую по авиационным меркам погоду.
Ирина Горбатова, ведущий синоптик центра Гидрометеорологии республики Коми: "С погодой им повезло. Вот что хочу сказать. Видимость была хорошая - более 20 км".
К метеоусловиям добавилась еще и слаженность действий команды - слетанность, как говорят сами пилоты. Вот уж действительно, понимают друг друга с полуслова, рассказывают коллеги. Экипаж Новоселова - настоящая команда, причем не только в небе, но и на земле.
Наталья Низамова, жена бортпроводника Рифката Низамова: "Замечательные люди и замечательные традиции: каждый год мы отмечаем день рождение вот этого московского звена, потому что основная компания находится в городе Мирном. На Новый год собираемся, отмечаем каждый год". Этот экипаж запомнили и в учебно-тренировочном центре. Именно здесь в апреле их в очередной раз учили, как действовать в аварийных ситуациях. Уже тогда, а особенно теперь, стало понятно, что экипаж Новоселова усвоил урок на "отлично".
И если полгода назад летчики штудировали инструкции и учебники, то теперь сами попадут на их страницы. Студентам-авиаторам про них уже рассказывают на лекциях даже за границей.
Случай над Ижмой профессора и эксперты называют беспрецедентным, а пилотов, спасших 72 пассажира, 7 членов экипажа и сам самолет, - образцом профессионализма в высшей степени.
Комментарии