Американские власти выражают серьезную обеспокоенность судебными решениями по громким делам и системой в целом в Казахстане и Киргизии. Об этом на совещании ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения заявил Эвис Болен, представляющий делегацию Соединенных штатов.
- Мы обеспокоены по поводу справедливости судебной системы в Казахстане, где, как представляется, аресты направлены против активистов оппозиции, - отметил, выступая перед коллегами, Болен. - Например, в деле против Владимира Козлова обвинение опирается на показания неких «свидетелей-экспертов», которые выступили с личными обвинениями в адрес господина Козлова, но не представили никаких конкретных доказательств связи между поддержкой господином Козловым бастующих рабочих-нефтяников и случаями насилия, которые имели место в Жанаозене в декабре прошлого года. Судебные разбирательства по следам вспышки насилия в Жанаозене были еще более омрачены достоверными сообщениями о пытках в местах лишения свободы и принудительных признаниях, полученных в результате избиений тюремным персоналом и угроз семьям подсудимых. Эти сообщения соответствуют сведениям о широко распространенных злоупотреблениях со стороны полиции во время разгона демонстраций после событий 16 декабря.
Эвис Болен также выразил обеспокоенность несовершенством проведения судебных разбирательств в Киргизии, а также продолжающимся милицейским произволом, включая получение вынужденных признаний, по следам беспорядков в южной части страны в июне 2010 года.
- Аресты и судебные процессы в связи с беспорядками не были проведены справедливо и объективно, и рекомендации комиссий по расследованию, как внутренних, так и внешних, не были выполнены, - считает делегат. - Не менее 91 процента из людей, подвергнутых преследованиям, являются этническими узбеками, несмотря на тот факт, что этнические узбеки также составляли подавляющее большинство жертв. По сообщениям, судебные преследования были основаны на признаниях, полученных под пытками, а заявления подсудимых о пытках редко расследовались или были отклонены. Кроме того, подсудимые и их защитники во время судебных разбирательств подвергались физическим нападениям, часто в зале суда, в присутствии судей и полиции, и эти нападения практически не пресекались властями. В этой связи мы продолжаем выражать озабоченность по поводу вынесения обвинения Азимжону Аскарову и просим власти Киргизии пересмотреть его дело в связи с имеющимися достоверными свидетельствами о применении пыток. Врач, специализирующийся на лечении жертв пыток, который осмотрел господина Аскарова ранее в этом году, пришел к выводу, что полученные господином Аскаровым физические травмы головы, глаз, спины и легких являются следствием пыток и что он нуждается в немедленном лечении. По нашим данным, почти год спустя ему все еще не предоставлено лечение или новое и справедливое судебное разбирательство, и мы просим власти Кыргызстана пересмотреть его дело на основании достоверных свидетельств о применении пыток. Ситуация господина Аскарова не является уникальной: зарегистрированы десятки случаев, когда этнические узбеки, осужденные за преступления, связанные с беспорядками в июне, не получают справедливого и беспристрастного судебного разбирательства. Мы опасаемся, что число подобных случаев, когда людям отказывают в доступе к правосудию, намного больше.
- Мы по-прежнему глубоко обеспокоены судебной системой в Узбекистане, - продолжает Эвис Болен. - Несмотря на проведение некоторых реформ, они либо подрываются плохой реализацией, либо сводятся на нет новой политикой правительства. В 2003 году специальный докладчик ООН по вопросу о пытках сообщил, что пытки в системе уголовного правосудия в Узбекистане являются как «систематическими», так и «широко распространенными». С тех пор страна была в значительной степени закрыта для международного и независимого мониторинга. И хотя в 2008 году правительство Узбекистана приняло основные рекомендации ООН, подтвердив право «хабеас корпус» и право на обращение к защитнику, эти рекомендации не всегда эффективно применяются. В 2009 году принцип независимости защитников был серьезно подорван в результате реструктуризации профессии юриста, которая упразднила независимые ассоциации адвокатов, подчинила заменившие их структуры правительству и потребовала, чтобы все адвокаты повторно сдавали квалификационный экзамен каждые три года. Наконец, мы по-прежнему обеспокоены целым рядом судебных дел в Узбекистане, которые вызывают серьезные сомнения в соблюдении правительством своих обязательств перед ОБСЕ в плане верховенства закона и соблюдения процессуальных норм, включая дела Мухаммада Бекжанова, Акзама Тургунова, Елены Бондарь и Дильмурада Сайида. Мы призываем правительство обеспечить каждому из них, а также всем тем, о чьих делах мы упоминали в прошлом, доступ к справедливому и прозрачному судебному разбирательству и расследовать все сообщения о нарушениях.
Комментарии