Руководство Министерства внутренних дел Киргизии и Государственного комитета национальной безопасности подтвердили, что милиционеры и военные имели право открывать огонь на поражение в митингующих, пытавшись незаконно проникнуть в здание парламента накануне, 3 октября. Об этом на заседании Жогорку Кенеша заявили глава МВД Зарылбек Рысалиев и зампред ГКНБ Дуйшенбек Чоткораев, обсуждая случившийся в среду инцидент. Фактически главы ведомств признали, что в компетенцию военных и сотрудников правоохранительных органов входит использование оружия для защиты государства, его целостности и конституционного строя. Неподчинение командованию, исполняющему долг по защите страны, и дезертирство со стороны силовиков приравнивается к преступлению.
Интересно, что этими же принципами при выполнении служебного долга руководствовались и сотрудники спецназа ГКНБ «Альфа», охранявшие здание парламента 7 апреля 2010 года. Спецназовцы, внутренние войска и милиция несли службу, повинуясь приказам руководства страны, в том числе главнокомандующего – Курманбека Бакиева, защищавшего существующий государственный строй и препятствовавшего осуществлению государственного переворота. В тот день они атаковали участников пикета, проходившего у ворот Белого дома, сначала резиновыми пулями, и только после этого боевыми. Первые ранения, согласно показаниям свидетелей, получили именно те, кто пытался приблизиться к режимному объекту и проникнуть на его территорию. Сегодня же сотрудники «Альфы» и несколько милиционеров, защищавшие тогда Белый дом, находятся на скамье подсудимых. Их обвиняют в расстреле мирных демонстрантов. Опять-таки, показания свидетелей о вооруженных участниках пикета, равно как и фотоснимки с изображенными на ней вооруженными автоматом Калашникова оппозиционерами, сделанные журналистами 7 апреля, доказывают «мирную» направленность митинга.
В Конституции КР, статье 88 прописано, что «правительство осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью, обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка». Попытки захвата властных полномочий, насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности КР, подрыва безопасности республики являются признаются экстремизмом по закону «О противодействии экстремистской деятельности».
Схожие тезисы содержатся и в присяге, например, сотрудников МВД. «Я, гражданин ..., торжественно неукоснительно руководствоваться требованиями законов КР, указов президента, постановлений и распоряжений правительства республики, не щадя жизни, защищать права, свободы, законные интересы граждан от преступных и иных противоправных посягательств, соблюдать законность, ... добросовестно выполнять служебный долг и возложенные на меня обязанности, служить там, где это необходимо в интересах службы».
Рассматривая позицию властей, озвученную сегодня, можно сделать вывод, что при анализе событий 7 апреля 2010 года и 3 октября 2012 года власти демонстрируют двойные стандарты. В одном случае охранники Белого дома, отстреливавшиеся от нападавших на главное здание страны молодых людей, приравниваются к убийцам и на протяжении нескольких лет находятся под арестом, в другом же аналогичные действия называют законными и оправданными Конституцией.
Комментарии