Проблема насилия в семье становится все более актуальной на территории Киргизии. Как оказалось, столь неприглядному проявлению человеческой натуры всерьез не мешают, ни инициативы общественных организаций, ни меры правительства. Решающего значения, по-видимому, не сыграло и более, чем 70-летнее господство советской власти.
Согласно данным официальной статистики, насилию в семье или на работе подвергалось примерно 50% всех женщин Киргизии.
Кроме того, значительная их часть в свою собственную семью попали путем насилия. Речь идет об обычае кражи невест, который в последние годы на территории страны также возрождается. Если исследования в 1999 и 2001 годах показали, что против своей воли, в результате похищения, замуж вышли 33% киргизок, то данные 2004 года говорят о показателе подобных «союзов» в 57%. Среди сельских жителей в возрастной группе от 16 до 25 лет количество женщин, похищенных без их на то согласия, составляет сейчас 75%. Если проследить ситуацию за последние 40-50 лет, то можно отметить значительное увеличение числа похищений невест в стране. Так, общее число похищенных женщин за этот промежуток времени увеличилось с 64 до 85%. (Вместе с тем, не все они испытали на себе данный обычай насильно, однако этот показатель, как было показано выше, также вырос весьма значительно).
Часто насилие в семье в Киргизии имеет поистине страшные проявления. Таковых, к сожалению, фиксируется все больше. К примеру, в конце 2012 года беременная уже шестым ребенком женщина, не в силах терпеть побои мужа, вскрыла себе живот ножом. К счастью, врачам удалось спасти и ее, и ребенка. Другим повезло меньше. Так, немногим раньше, в своем доме была найдена повесившейся 27-летняя Назира. В 18 лет женщина была изнасилована мужчиной на 30 лет старше ее, после чего единственным выходом спасения ее и семейной «чести», родные Назиры увидели брак с насильником. Не вытерпев регулярных унижений и избиений со стороны «супруга», молодая женщина в итоге покончила с собой. Огромный резонанс имела история с жителем Бишкека, который во дворе общежития Политехнического института застрелил собственную жену, после чего покончил с собой сам. Ранее им был убит еще один человек – друг семьи, выступивший свидетелем в ходе бракоразводного процесса, который так и не удалось завершить…
Зачастую милиция, прокуратура и суды недостаточно адекватно реагируют даже на подобные случаи, не говоря уже о более «мягких» ситуациях, связанных с домашним насилием. Так, в отношении «мужа» повесившейся Назиры уголовного дела так и не было заведено, вопрос об убийстве или доведении до самоубийства даже не поднимался.
Особенно тяжелой является ситуация с семейным и бытовым насилием в сельской местности Киргизии, где господствуют складывавшиеся веками и зачастую нисколько не изменившиеся к настоящему времени традиционные отношения. Вместе с тем, рост семейного насилия и похищений женщин в стране имеет и целый ряд возникших с обретением ею независимости факторов.
Во-первых, речь идет о социально-экономических аспектах – кризис, в котором государство находится на протяжении многих лет, породил значительную безработицу, что сказалось на социальном и имущественном положении огромного количества киргизских семей. В условиях недостаточной поддержки последних государством, в их среде формируется опасный социально-психологический климат, который часто выплескивается в насильственных действиях по отношении к наиболее слабым членам семей. Как правило, таковыми являются женщины и дети. Кроме того, негативным социальным фактором является внутренняя и внешняя миграция населения республики, которая негативно влияет на устойчивость семейных связей.
Во-вторых, имеет место ряд культурных особенностей Кыргызстана – например, институт традиционной, патриархальной семьи закрытого типа. В таких семьях веками практикуется дискриминация в отношении женщин и весьма жесткое отношение к ним. Помимо неравноправных гендерных отношений в семье, в этой группе факторов следует упомянуть и устоявшуюся и уже упомянутую выше традицию похищения невест. К сожалению, традиционное общество зачастую попросту не дает возможности похищенной девушке вернуться домой, так как в этом случае подвергается «позору» весь ее род. Кроме того, традиционной для киргизского социума, прежде всего, в сельской местности, является полигамная семья, которая в последние годы, несмотря на противоречия данной практики с законом, возрождается. Примечательно, что, несмотря на то, что, согласно исламским нормам, мужчине разрешено иметь до 4 жен, в Киргизии полигамия по большей части не носит религиозного характера, являясь скорее национальной традицией.
Здесь необходимо сказать о третьей крупной группе факторов, влияющих на рост семейного насилия в киргизском обществе, - религиозной. В настоящее время в стране, как и по всей Средней Азии, имеет место усиление влияния религиозных экстремистов и фундаменталистов. Причем речь идет не только о салафитах от ислама, но и, к примеру, о некоторых христианских сектах, а также об обществе Муна. Многие из упомянутых конфессий весьма жестко трактуют права и обязанности женщин и детей в семье.
Парламент (Жогорку Кенеш) и правительство Киргизии делают попытки исправить тревожную ситуацию. Страна одной из первой в Центральной Азии признала на государственном уровне существование проблемы насилия в отношении женщин. В Кыргызстане были приняты Национальный план действий по решению данной проблемы, а также Конвенция об искоренении всех форм насилия против женщин. В 2003 году в стране был введен в действие закон «О социально-правовой защите от насилия в семье», который был пролоббирован неправительственными организациями через сбор более, чем 36 тысяч подписей. В ноябре 2012 года мэрия Бишкека издала распоряжение о взаимодействии местных территориальных управлений с другими государственными учреждениями в деле защиты жертв семейного насилия. Предполагается, что данная мера несколько улучшит ситуацию в столице.
Помимо государства весьма активна в преодолении отсталой традиции семейного насилия и прогрессивная часть общества. В стране действует целый ряд фондов, неправительственных организаций и ассоциаций правозащитников, которые проводят тренинги, круглые столы, конференции и встречи, посвященные означенной проблеме, а также оказывают материальную, психологическую и юридическую поддержку жертвам домашнего и бытового насилия. Наиболее активными такими организациями являются кризисные центры «Сизым», «Шанс», НПО «Седеп», «Эпкин» и др.
Несмотря на тяжелое положение в отношении семейного и бытового насилия против женщин и детей на территории КР, борьба с данной проблемой в этой стране ведется более серьезно и систематически, чем в некоторых соседних государствах, например, в Таджикистане. В то же время, целый ряд традиций и явлений, связанных с кочевым образом жизни предков современных киргизов, например, кража невест, практически не встречаются в других регионах Средней Азии (исключая Казахстан), что усложняет решение таких вопросов правительством и обществом. Чтобы достичь решительного успеха в борьбе с домашним насилием, киргизскому парламенту, правительству, представителям местных администраций и неправительственных организаций необходимо форсировать свою работу, привлекать дополнительные организационные решения и финансирование.
Комментарии