Предложение киргизстанского парламентского комитета по бюджету прекратить финансирование ретрансляции Первого канала (Россия) на территории Киргизии вызвало массу откликов у общественных деятелей и медиа-экспертов. Большинство, как и ожидалось, высказалось против инициативы депутатов, которая может повлечь за собой исчезновение популярного российского телеканала с экранов в КР.
Свою точку зрения по данному вопросу высказала в интервью центральноазиатскому информационному порталу News-Asia и Евгения Бердникова, известная журналистка, ныне возглавляющая один из крупнейших в Киргизии телеканалов – «5 канал».
- Евгения, что вы думаете по поводу депутатской инициативы отказаться от оплаты 50 миллионов за ретрансляцию программ Первого канала? Чем это может грозить для киргизского телезрителя?
- Эта инициатива может иметь весьма негативные последствия не только для телезрителей, привыкших смотреть Первый канал, но и для развития всего телевидения в Киргизской Республике. Это может показаться кому-то слишком преувеличенным, но это так.
- Что вы имеете в виду?
- Дело в том, что сейчас государство платит не за право показа Первого канала в Киргизии, а за обеспечение его вещания на всей территории республики. То есть деньги идут на поддержку Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания (РПО РМТР) - филиала «Кыргызтелеком», занимающегося доставкой сигнала. Второй момент: все телекомпании КР, полностью частные и частично государственные, выживают за счет поступлений от рекламы и спонсорства.
- По сути, само государство может лишить себя 50 миллионов?
- Хуже, эти деньги, опять же, идут на оплату услуг РПО РМТР, производство контента, зарплаты местным сотрудникам. Согласно всем рейтингам, самый популярный телеканал в стране – Первый российский. Сейчас размещать там рекламу нельзя. Это одно из условий киргизской стороны. Если государство перестанет оплачивать вещание, это будут делать частники. Потому что «свято место пусто не бывает». Частники будут заинтересованы в зарабатывании денег, и соответственно, будут настаивать на возможности размещения рекламы. Как только на Первом открывается реклама - 70 процентов рекламодателей уходят туда. Местные каналы остаются ни с чем. Ибо рынок очень ограничен. По сути, после этого они лишаются возможности производить собственные программы, не говоря уже о вещании.
- Смогут ли поступить депутаты аналогично по отношению к другим телеканалам, вещающим на Киргизию?
- Насколько я знаю, из бюджета оплачиваются только ОТРК, ЭлТР и Первый канал. Другие российские и казахстанские каналы работают на иных договоренностях. Китайский канал вещает взамен поставок оборудования для цифрового вещания в Баткенской области. Так что поступить аналогично смогут только с местными каналами. Другой вопрос, сохранится ли российское присутствие в ТВ в открытом доступе после перехода на цифровое вещание. С точки зрения информационной безопасности, их, конечно, нужно уводить в закрытые пакеты, но согласуется ли это с действующими законами, пока не до конца понятно.
Комментарии