Глава аналитического консорциума «Перспектива» Валентин Богатырев исключает, что политическая ситуация в Киргизии будет развиваться настолько критично, что приведет к смене власти. Об этом аналитик пишет в своей статье, подготовленной для Института общественной политики.
- До сих пор президенту удавалось политическое маневрирование, поддерживающее низкий уровень протестной консолидации, но с каждым днем будет становиться все труднее это делать, таковы законы политики, - считает Богатырев. - Я был в числе тех, кто достаточно настойчиво предупреждал президента о трудном предстоящем годе, о возможности весеннего политического обострения. Тем не менее, не считаю, что ситуация будет развиваться настолько критично, что возникнет угроза смены власти. По нескольким причинам. И прежде всего - нет нужного градуса общественного недовольства. Не потому, что власть хорошо работает и не дает к этому поводов. Как раз наоборот. Просто люди уже потеряли всякую веру в то, что власть что-либо решает и что смена власти приведет к улучшениям. Если уж сам президент, защищая своего соратника, признает, что от смены начальников ничего не меняется, то уж народ-то тем более все это давно понял. Вот эта общественная индифферентность дает власти основание особо не беспокоиться. По крайней мере, в этом году, по крайней мере, этой весной. Массовых проявлений общественного недовольства не будет. Вообще судьба Атамбаева сегодня решается не народом, ему, повторяю, все равно, кто там сидит в резиденции, а отношением элит или, если говорить умными словами, степенью консолидации элит. И это чуть ли не единственное оставшееся у нас свидетельство присутствия все-таки демократических начал в обществе.
Аналитик в своей работе также отмечает, что сегодня страна перешла от парламентской формы правления снова к президентской, и приводит свои доводы по этому поводу. Первый заключается в том, что недавно в Киргизии был создан Национальный совет, который принял Стратегию устойчивого развития страны. Этот фактор, по мнению эксперта, является показательным для президентских республик.
- В Кыргызстане не бывает настоящего президента без собственной стратегии развития страны, - уверен он. - Аскар Акаев был «выдающимся» президентом, поскольку у него была не одна, а несколько стратегий. Даже Курманбек Бакиев, славившийся своей неприязнью к умствованиям, обзавелся собственной стратегией развития страны, назвав ее «Новым курсом»... Разработав и приняв собственную стратегию развития, Алмазбек Атамбаев стал, наконец, полноценным президентом КР
Второе доказательство возврата к президентским ценностям, по мнению Валентина Богатырева, это появление политических заключенных.
- Речь не идет о Ташбаеве или Тулееве, они будут отвечать не за политику. Трудно, также, согласиться с теми, кто считает Камчыбека Ташиева политическим узником. Вся страна слышала его призывы к захвату власти. Но что касается тех военных, которые сидят на скамье подсудимых без единого доказательства их личного участия в убийстве хотя бы кого-либо, то это очевидное политическое преследование. Они отвечают за то, что служили прежней власти. Не государству, а именно политическому режиму Бакиевых. И они отвечают за то, что нынешняя власть не в состоянии привлечь к ответственности настоящих преступников, тех, кто отдавал приказ убивать. То есть речь идет о политической ответственности одних, трансформированной в уголовный формат для других. Поэтому бойцы «Альфы», во всяком случае, те, в отношении которых нет доказательств применения оружия для убийства или ранения людей (по делу 7 апреля – прим.ред.) – это политические узники...
- Ну и, наконец, третье, наиболее наглядное доказательство полноценности нынешнего, третьего по счету президентского правления – это формирование тотальной оппозиции, - подчеркивает глава консорциума «Перспектива». - Наступает, или уже наступил тот неизбежный для нашей страны момент, когда президент остается один, когда все пространство вокруг него становится оппозиционным. Существует три оппозиции Алмазбека Атамбаева. Прежде всего – это идейные оппозиционеры, люди, имеющие иные взгляды на развитие страны. Это довольно большая и неоднородная армия. Кому-то не нравятся внешнеполитические ориентации Атамбаева, кому-то его политическая поливалентность, кому-то – принципы кадровых решений, кому-то институт президента как таковой. Во всяком случае эти люди считают, что Атамбаев все делает не так, как надо по их мнению, что стране опять не повезло на президента... Вторая группа оппозиционеров – люди, недовольные своим статусом или доступом к ресурсам, которые дает власть, обиженные, забытые или наоборот амбициозные, недооцененные. Можно говорить о двух категориях в этой группе: уходящие политики и новое поколение, те, кто имел и потерял, и те, кто хочет, но не имеет. Стоит ли говорить, что это тоже немалое число людей, для которых шансы на изменение в их жизни к лучшему связаны только с уходом Атамбаева. И, наконец, третья группа – непосредственное окружение Атамбаева. Они наиболее опасны, потому что именно они формируют президента, его позиции, его отношение к людям и событиям, его решения. При этом проблема заключается в том, что их интересы либо не совпадают, либо даже прямо противоположны интересам президента в силу того, что объектом его деятельности как президента является страна, а объектом деятельности бюрократии – она сама. Поэтому главу государства всегда будут подвигать к решениям, которые выгодны не стране, а аппарату... Та группа, которая делала революцию и занималась постреволюционным процессом, могла бы стать такого рода командой. Но Роза Отунбаева этого сделать не смогла, а Алмазбек Атамбаев делать не хочет...
Комментарии