Этот призыв учитель истории школы-гимназии № 62 столицы Киргизии озвучила на состоявшемся в Киргизской академии образования круглом столе, посвящённом обсуждению учебника по истории Киргизии для 9 класса. По данному учебному материалу уже успели получить знания многие школьники.
В наше время вопрос о том, как отразится в памяти подрастающего поколения то или иное событие, зависит во многом от ракурса, под которым оно рассматривается в школьных учебниках по истории. Массовые представления формируются системой образования, государственной политикой.
По мнению главы Русского объединительного союза соотечественников Александра Иванова, автор пособия, историк, кандидат педагогических наук Мурат Иманкулов, изложил некоторые факты истории страны, в частности, события 1916 года, связанные с мобилизацией киргизского народа в армию, с позиции, закладывающей в неокрепшее сознание подростков семена межнациональной розни.
Для обсуждения на круглый стол были приглашены представители науки, гражданского общества, которым была дана возможность высказать своё мнение по поводу содержания учебника и его дальнейшей судьбы. Многие из них, в частности, доктор филологических наук, профессор КРСУ Александр Кацев, историк Павел Дятленко, политический аналитик Садырбек Чериков, правозащитник Токтайым Уметалиева и первый секретарь посольства России в Киргизии Виктор Харченко, полагают, что пособие нуждается в тщательной переработке, после которой оно перестанет содержать шовинистическую лексику и будет излагать объективную информацию о всех страницах истории.
Этого же мнения придерживается и Елизавета Шаповалова, которой приходится работать непосредственно с предметом дискуссии.
- Нельзя разжигать межнациональную рознь. Мы должны научить ребят поликультурности и толерантности. Они должны знать, не только о том, как был спровоцирован конфликт, но и как удалось из него выйти. Почему мы не говорим о завершении конфликта, о том, что в ходе земельно-водной реформы Советский Союз всё же признал проблемы тех, кто после исхода 1916 года решил вернуться обратно?
По её мнению, учебник нуждается не только в переработке, но и в предварительном мониторинге реакции детей на его содержимое.
- Нужно привлечь психологов, пусть они скажут, как учебный материал влияет на детей. Так же нужно разработать методические пособия и материалы, облегчающие учителям работу с тем или иным учебником.
Комментарии