Весна в Киргизии знаменует собой начало активной политической жизни и, как следствие, сопровождающих ее митингов. Нынешний сезон не стал исключением. Заявить о своей гражданской позиции в первые дни марта вышли сторонники депутатов парламента Камчибека Ташиева, Таланта Мамытова и Садыра Жапарова. Последних, напомним, арестовали 3 октября, через несколько часов после проведенного ими митинга за национализацию золотодобывающего предприятия «Кумтор». Сегодня им вменяется в вину попытка захвата власти. Вышедшие на митинги защитники депутатов уверены, что их избранников арестовали незаконно, посему и выдвинули требование об их освобождении.
Отметим, что первыми на акции протеста вышли жители южного города Джалал-Абад. Несколько сотен человек ранним утром оккупировали площадь в городе и даже попытались прорваться в здание местной государственной администрации, где в это время проходило совещание сотрудников правоохранительных органов. Однако милиция сработала на опережение. Спустя несколько часов митингующие все же решили разойтись до следующего дня. К слову, уходить с места событий согласились не все. Примерно 40 женщин не покинули здание обладминистрации в Джалал-Абаде, проведя в госучреждении ночь. За что и поплатились – на них через сутки было заведено административное дело. С утра 6 марта митинг в городе продолжился.
Отметился митингом и южный город Ош, где также собрались сторонники Ташиева, Жапарова и Мамытова. Однако по числу сторонников митинг был куда более скромным. Выступить в защиту нардепов и попросить об их освобождении на центральную площадь «южной столицы» собрались не более 100 человек. Выслушать требования протестующих вышел лично губернатор области Сооронбай Жээнбеков, которого митингующие попросили заступиться за Ташиева и его товарищей. Пообещав донести до властей требования южан, полпред правительства в регионе удалился, а митинг завершился.
Заявить о своей гражданской позиции 6 марта на улицы вышли и жители высокогорного Нарына. Толпа в тысячу человек вынесла на повестку дня несколько вопросов, однако главным стала судьба предприятия «Кумтор». Немного поспорив и выступив с речами, митингующие приняли резолюцию и приняли решение об окончании акции. За порядком на месте следили силы местных правоохранительных органов.
С началом массовых акций протеста общественность страны заговорила о готовящейся третьей революции. Некоторые начали приписывать организацию протестных настроений бывшему премьер-министру страны Омурбеку Бабанову, другие обвинили в этом некие третьи силы. За комментарием по поводу наступившего политического обострения редакция портала News-Asia обратилась к известному политику, некогда возглавлявшему молодежное оппозиционное движение «Кел-Кел», экс-депутату парламента страны Алишеру Мамасалиеву. Вот как эксперт прокомментировал происходящие в Киргизии события:
- В стране сегодня нет предпосылок для революции в ее классическом понимании – как процесса смены социально-экономической системы, все, что возможно сегодня в стране, с нынешним содержанием «политического котла» - это государственный переворот с переформатированием политических элит, - отметил он. - Сейчас, мы можем наблюдать противостояние политических группировок, это такая затяжная подковерная борьба за доступ к ресурсам и желание перераспределения «кормушки». Политическую нервозность в стране создают сами политики, народ и безработная молодежь в их руках - это всего лишь инструмент давления.
- Сегодняшнюю ситуацию я постоянно сопоставлю с апрелем 2007 года, когда после двух лет мартовской революции 2005 года, экс премьер-министром Феликсом Куловым после развала тандема с Курманбеком Бакиевым был создан оппозиционный единый фронт, - добавляет Алишер Мамасалиев. - Помните апрельские митинги, толпы людей дней десять находились на площади с требованиями смены Конституции, роспуска парламента, и какой был накал страстей? Помните чем все закончилось тогда? Я напомню: ночью при попытке митингующими захвата Белого дома, агрессивно толпа была оттеснена, а затем и разогнана бойцами спецназа. Лидеры оппозиции тогда сбежали с поля боя. Так вот, после этого жесткого разгона оппозиция еще долго не могла прийти в себя, тогда внутри оппозиции произошел раскол. Потом летом в Бишкек довольно успешно прошел саммит ШОС, после чего политический рейтинг Бакиева пошел вверх и осенью того же года он уверенно пошел на роспуск Жогорку Кенеша со всеми вытекающими политически последствиями. У нас сегодня ситуация складывается почти один в один, два с лишним года после революции 2010 года, летом в Бишкеке будет проходить саммит ОДКБ, только вместо Кулова стоят бывшие соратник президента Атамбаева – члены Временного правительства. Дежавю! Боюсь, в случае политического конфликта протесты подавят и митинги разгонят, с кем можно договориться – договорятся. Президент в этом случае только усилит свое политическое влияние, поэтому я порекомендовал бы переговорный процесс. Пусть будут митинги, пусть будут политические требования, но в рамках закона. Укреплять полномочия президента нет смысла, это ловушка. Нужно сохранить баланс сил, парламент должен оставаться влиятельным с политической конкуренцией внутри, только при системе сдержек и противовесов мы сможем эффективно бороться с коррупцией и политически развиваться.
Комментарии