Парламент Киргизии может запретить использование праворульных автомобилей в коммерческих целях. Закон «Об автомобильном транспорте» накануне 8 марта прошел второе чтение. В случае если народные избранники выступят за запрет, заработков лишатся десятки тысяч человек. Сегодня в Киргизии насчитывается, по меньшей мере, 50 тысяч автомобилей, руль у которых расположен справа. По альтернативным данным, их число достигает 75-80 тысяч. Всего же по стране колесят порядка 800 тысяч автомобилей, следовательно, каждая десятая иномарка, по сути, может оказаться под запретом.
Движение в республике является правосторонним, следовательно, такие автомобили слабо приспособлены к движению в этом направлении. Власти страны уверяют, что «неправильное» расположение руля способствует увеличению числа дорожно-транспортных происшествий и, соответственно, смертности на дорогах страны. Чиновники уверены, что «праворульки» создают аварийные ситуации и подвергают опасности пассажиров авто. Однако статистика говорит об обратном. Так, за 2012 год в стране было зарегистрировано более 4500 дорожно-транспортных происшествий, из которых лишь семь с половиной сотен случаев произошли с автомобилями с правым рулем.
В республиканском Госуправлении безопасности дорожного движение, к слову, признают, что винить в высокой аварийности водителей праворульных авто нельзя, поскольку ситуации на дорогах бывают разные. Свою роль, в том числе, играют погодные условия и неопытность водителей. Однако полностью сбрасывать со счетов «праворульки» нельзя, поскольку чаще всего они попадают в ДТП при обгоне и маневрах на дороге.
Сами депутаты признают, что полностью запретит такой вид транспорта, импортируемый преимущественно из Японии, будет практически невозможно. Поэтому ограничить его использование предлагают для водителей такси. Сегодня львиная доля частных извозчиков покупают японские автомобили из-за оптимального сочетания цены и качества, комплектации. Некоторые используют их для перевозок на короткие дистанции, осуществляя извоз по городу, другие оказывают транспортные услуги в пределах республики. Средняя стоимость автомобиля с правым рулем 2000-2002 года выпуска с внушительным числом дополнительных опций варьируется в пределах 4500-5500 долларов США, европейские же аналоги стоят значительно дороже. К слову, используются такие авто и в качестве спецмашин, например, инкассаторами и медицинскими службами.
Несколько лет назад, в 2008 году, парламент страны уже пытался полностью запретить использование праворульных авто в Киргизии, однако тогда на защиту интересов владельцев «японцев» встали правозащитники, начали свою деятельность целые союзы праворульных авто. Против запрета «праворулек» были организованы автопробеги. Руководству страны пришлось пойти на компромисс и отменить собственное решение, тем более что запрет лоббировался крупным бизнесменом, занимающимся импортом леворульных автомобилей. Вновь вопрос был поднят в ноябре 2012 года, когда нардепы заговорили о лицензировании деятельности такси.
- Какими принципами я руководствовался, когда покупал праворульный автомобиль? Во-первых, максимальной комплектацией автомобиля и чистым, не «скрученным» пробегом по японским дорогам, - признается автолюбитель Максат Шамшиев. – Во-вторых, качество сборки автомобилей в Японии заслуживает только похвал, поскольку машины собираются изначально для внутреннего рынка. Широко представлен модельный ряд, то есть выбор велик. Наконец, ощутима разница в цене между немецким автопромом и японским. Если передо мной поставят вопрос, что выбрать, я, несомненно, отдам свой голос в пользу праворульного авто.
Комментарии