Государственный департамент США представил общественности отчет по странам Центральной Азии, в котором дал свою оценку происходящим в государствах региона процессам. Как ни странно, несмотря на усиление политических контактов с Узбекистаном со стороны Соединенных штатов, Госдеп раскритиковал своего союзника – официальный Ташкент, назвав его авторитарным.
- Узбекистан является авторитарным государством, - говорится в отчете. – Президентская республика должна разграничивать полномочия между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, однако на практике исполнительные органы, контролируемые президентом Исламом Каримовым, доминируют над остальными.
В своем документе госдеп приводят ряд причин, по которым Узбекистан попадает в разряд авторитарных и нарушающих права человека. Лидирующие позиции в таких рейтингах Ташкент обеспечил себе благодаря применению пыток и жестокому обращения с задержанными со стороны сотрудников сил безопасности. Данный факт отрицается местными властями, однако доводы правозащитников говорят об обратном. В стране, кроме всего прочего, широко распространены ограничения на свободу вероисповедания. Известно, что гонениям подвергаются баптисты и так называемые свидетели Иеговы, которые часто рискуют лишиться свободы за свои религиозные предпочтения. Усиливают негативные позиции Узбекистана произвольные аресты, ужасающие условия содержания заключенных в тюрьмах и многое другое. Характерны для страны, по мнению Госдепа, и ограничения на свободу слова, прессы, собраний и ассоциаций, госограничения на деятельность гражданского общества. Ну и, конечно же, Узбекистан не смог избавиться от такого клейма, как насилие в отношении женщин и практики использования детского труда при сборе хлопка. Госдеп США отмечает, что чиновники часто вовлечены в коррупционные схемы, которые также не украшают Узбекистан как страну добропорядочную.
Единственное, в чем официальный Ташкент добился успехов, по мнению Вашингтона, так это в том, что власти страны, в том числе и спецслужбы, не практикуют произвольные и незаконные убийства своих граждан, неугодных режиму Каримова, если не считать случаи с летальным исходом среди заключенных в местных тюрьмах. За подотчетный период Госдеп не получил сообщений о политически-мотивированных похищениях людей. Однако не так хорошо обстоят дела с политзаключенными, которых в стране насчитывается, по одним данным, несколько сотен, а по другим, счет идет на тысячи.
Конституцией предусмотрено, что судебная власть в Узбекистане должна быть независимой и беспристрастной, однако практика зачастую демонстрирует обратное. Граждане, конечно, могут подать гражданский иск в суд за нарушение прав человека, однако не факт, что процесс закончится в пользу истца. Практикуется незаконная прослушка телефонных звонков, отслеживается электронная почта, широко развита сеть доносчиков, собирающих всю информацию о «потенциальных экстремистах».
В пресс значительно ограничивается свобода слова. Статьи, критикующие президента, не проходят цензуру и изымаются из печати. Публичное оскорбление президента и вовсе является государственным преступлением. Иностранным журналистам запрещено работать в стране без соответствующей аккредитации. В стране превалируют контролируемые государством СМИ, где излагается исключительно позиция местного правительства. Узбекистан официально провозглашает свободу Интернета, однако на деле и в этой сфере осуществляется тотальный контроль. Интернет-провайдеры по просьбе правительства периодически блокируют доступ к тем или иным веб-ресурсам, которые не нравятся Каримову. Ограничивают власти и свободу выбора культурных мероприятий.
Справедливый 24 апреля 2013 21:43
А что, собственно, ожидалось от США? Что они, кривя душой. выставят все пятерки, несмотря на нарушения гражданских прав, топко потому, что отношения с Узбекистаном улучшились по некоторым направлениям? Для США есть ценности выше чем поддерживание хороших отношений с другими странами - свобода слова и религии, демократические принципы и права человека, и они честно говорят об этом, будь разговор об Узбекистане, Великобритании, или Нигерии. В этой постоянности и готовности поддержать принципы демократии, даже возможно жертвуя отношениями, и есть основная ценность США для мира, и надежда на то что демократия восторжествует а автократия и диктатура исчезнут с лица земли.