До ратификации в парламенте Киргизии закона о денонсации соглашения с Пентагоном по Центру транзитных перевозок «Манас» остается все меньше времени, однако экспертное сообщество не спешит делать окончательных выводов относительно позиции республики в вопросе вывода авиабазы. По мнению авторитетного эксперта, руководителя аналитического консорциума «Перспектива» Валентина Богатырева, сегодня никто не может сказать с достаточной степенью достоверности, останется ли эта логистическая точка Вашингтона под названием ЦТП «Манас», и в каком формате.
- Сегодня вопрос о том, насколько повлияет вывод базы на киргизскую политику, чрезмерно перегрет. Мы видим здесь большое число спекуляций, распространяемых как сторонниками, так и противниками вывода авиабазы из КР, - констатирует эксперт. - Наиболее популярная страшилка предсказывает неминуемый снос Алмазбека Атамбаева, который будет организован на американские деньги в случае, если он все-таки вздумает принимать решение о выводе. А дальше называются исполнители: от Равшана Жеенбекова до Азимбека Бекназарова. Предсказывают также боевиков Исламского движения Туркестана, которые на американские, опять же, деньги придут сюда и сменят власть. Ну и много такого же другого.
Глава консорциума отмечает, что с хождением таких апокалипсических для нынешней власти сценариев связано то обстоятельство, что в российских политических кругах существует большое беспокойство о том, примут ли в Киргизии решение о выводе базы. В немалой степени подогреванию подобных опасений способствуют два обстоятельства. Первое – это позиция самих представителей Соединенных штатов, которые сегодня, уже после внесения закона о денонсации на рассмотрение в парламент, заявляют, что о выводе базы говорить пока рано, и что переговоры с киргизскими властями вообще пока не начались. Второе – это стремление целого ряда наших политических сил подогреть политическую температуру в стране, которая заметно упала после провала весеннего политического сезона.
- Сегодняшняя реальность такова, что на данный момент никто не может сказать с достаточной степенью достоверности, останется ли и в каком формате эта логистическая точка Пентагона, - отмечает Валентин Борисович. - Отвечать на этот вопрос преждевременно по той простой причине, что до сего дня не существует публично сформулированной картины того, каким будет присутствие американской армии в Афганистане после 2014 года. Все известные мне заявления представителей США сводятся к тому, что этот вопрос еще не решен... Таким образом, останется база или уйдет, она с одинаковым успехом будет использоваться как тема киргизской политики. И главным образом за счет инвертирования ее в темы внешнеполитической ориентации страны, сужения-расширения суверенитета, роста-снижения внешних угроз, или в темы коррупции вокруг поставок авиатоплива и участия в ней тех или иных политиков. Словом, база вместе с Кумтором, будет в центре политических коллизий в предстоящие полгода, независимо от того, каким образом будет решаться этот вопрос.
По данным Богатырева, существуют политические силы, которые являются противниками не столько вывода базы, сколько снижения уровня отношений с США, которые, несомненно, повлечет за собой вывод базы. Среди них - партия «Ата Мекен», которая, скорее всего, будет открыто выступать против такого решения. В качестве отдельной политической единицы аналитик называет и экс-президента страны Розу Отунбаеву, которая заняла позицию представителя западных интересов и западных проектов в Киргизии.
- Вокруг нее сконцентрировано достаточно большое число ресурсов не только финансовых, но и институцинально-проектных, - подчеркивает глава консорциума «Перспектива». - И было бы странным отсутствие в этой ситуации желания конвертирования этих ресурсов в политические. Особенно в преддверии выборов в парламент. Куда большая политическая опасность для власти исходит от негативного восприятия решения по базе прозападно настроенной частью киргизского общества и элиты, тех, кто полагает, что курс на сближение с Россией является ошибкой, что будущее Киргизии – европейский выбор. А это довольно большая группа, причем, что важно, группа, определяющая базовые тренды развития страны. Сюда надо отнести и националистически настроенную часть населения и тех, чей бизнес пострадает и уже пострадал от Таможенного союза. Сюда надо отнести и тех, кто считает, что присутствие американских военных является сдерживающим фактором в отношениях с соседями и прежде всего – Узбекистаном. Сюда надо отнести и тех, кто пользуется западными донорскими ресурсами для организации своей деятельности: прежде всего это правительство, большая армия неправительственных организаций, других получателей донорских средств, опасающихся, что дело может кончиться сокращением поступления этих ресурсов. Мы уже видим, как на глазах нарастает сопротивление вступлению в Таможенный союз, которое уже к осени может вылиться в политические акции. Понятно, что за этим стоят не только экономические соображения, но и нежелание менять ориентацию, которой Киргизия следовала все эти двадцать лет, выбрав западную модель демократии, рынка, политических свобод и так далее. Иными словами, борьба за базу имеет все шансы стать борьбой за выбор модели будущего. Особенно если это поддержат международные и иностранные организации, продвигающие эту модель.
Эксперт подчеркнул, что парламент несомненно примет решение о денонсации договора по ЦТП «Манас». Более того, именно это решение отведет им место в истории как парламента, который принял решение о выводе американской базы с киргизской земли. Позитивные политические очки за то, что сдержал слово, которое дал, получит и президент Атамбаев. Правительство же, которому Богатырев отводит время до осени, столкнется с такими проблемами, как сокращение внешних поступлений, которое оно уже ощущает.
- В этом плане очень важной является предстоящая неформальная встреча в рамках ОДКБ, поскольку не исключено, что она откроет и какие-то дополнительные подкрепления, которые сделают вывод американской базы менее чувствительным для киргизского правительства и киргизской экономики, - резюмировал Валентин Борисович.
Алым 27 мая 2013 18:44
Я далеко не фанат апокалиптических сценариев, которые пишут обе стороны, и вам не советую верить в этот бред, но вот насчет вывода базы я всеми руками "за", особенно после последнего скандала с боевиками. Бывший сослуживец недавно рассказывал, что они задержали сержанта Джонсона и лейтенанта Нилсона, которые собирались продать штурмовые винтовки и ручные гранаты неким Нуруддину и Маджиду, которые, как впоследствии выяснилось, являлись членами экстремистского незаконного вооруженного отряда организации ИДУ! И все бы у них получилось, но наши спецы не подкачали и задержали преступников, когда они перебрасывали оружие в мешках из-под гуманитарной помощи в грузовик. Вообще конечно американцы предприимчивые люди и стараются всячески заработать на своем положении, как это было с продуктами, которые уходят в местные рестораны с той же самой базы. Ну а на счет оружия это вообще одна из самых излюбленных тем американцев, ведь транспортировать обратно на родину старое оружие невыгодно, поэтому продажа старого (но пригодное для ведения боя) оружия местному населению, вооруженным формированиям (в том числе и незаконным), местному правительству и т.д. можно сказать стало обыденной практикой для американских военных. От таких сделок все остаются в плюсе: государство не выделяет деньги на утилизацию и транспортировку, а высшие и низшие военные чины делят прибыль от его продажи. И конечно же логично, что после того как стало известно о такой подработке военных с Манаса, то Киргизская сторона стала рассматривать варианты по выводу базы, тем более, что после такого инцидента Пентагон, попросивший о его замалчивании не станет особо препятствовать любому решению по этому военному объекте. Оно и понятно, как же так, весь мир еще раз убедиться, что борцы за демократию, справедливость и мир во всем мире на самом деле обычные предатели и преступники, которые наживаются на войне и чужом горе. Алым