- Оптимизация сети высших учебных заведений, прежде всего, включает в себя определение перечня вузов республиканского и регионального значения, - отметил Садыков. – Согласно проведенным подсчетам, сокращение количества вузов позволит сэкономить 400 миллионов бюджетных средств, которые предполагается направить в качестве грантов в университеты, включенные в перечень государственных вузов республиканского значения.
Напомним, что в начале мая 2013 года Минобразования предлагало сократить количество государственных вузов с 31 до 18. Однако в последней редакции постановления, представленной министром, фигурирует только 14 вузов, в том числе Киргизско-Российский Славянский университет и Киргизско-Турецкий университет «Манас».
Такими методами ведомство планирует повысить качество образования в республике. На сегодняшний день, по официальным данным министерства образования, в республике действует 51 вуз, из которых 31 заведение числится за государством. Несмотря на большое количество высших учебных заведений, их качество оставляет желать лучшего. По словам Каната Садыкова, только 30 процентов выпускников киргизских вузов работают по профессии после получения диплома.
- Ежегодно вузы выпускают из своих стен порядка 55 тысяч специалистов, - подчеркнул глава ведомства. – При этом реально трудоустраиваются меньше половины - 16,5 тысячи, то есть 30 процентов. Основная тому причина проблема – низкий уровень качества образования. Многие частные вузы вообще не соответствуют требованиям и государственным стандартам, и обучают одновременно порядка 500 студентов.
По мнению министерства, при первой же проверке становится ясно, что выпускник не обладает знаниями и навыками профессии, которой отдал пять лет обучения. Многое зависит и от преподавательского состава, и от коррумпированности системы, характерной для вузов. В этой связи, принято решение также увеличить количество высших учебных заведений по подготовке квалифицированных педагогов.
- Первым делом мы предлагаем переименовать пять университетов, дополнив их название словом «педагогический», - говорится в постановлении, подготовленном кабинетом министров. – А именно Киргизский государственный университет имени Арабаева, Нарынский государственный университет имени Нааматова, Иссык-Кульский государственный университета имени Тыныстанова, также статус педагогического вуза должны получить Таласский и Баткенский государственные университеты.
Предложение кабинета министров уже вызвало в парламенте резонанс, часть депутатов поддержала идею, часть неоднозначно отреагировала на инициативу. К тому же, по информации ведомства, из всех предложенных учебных заведений только университет имени Арабаева пока согласился на переименование, остальные же вузы в штыки восприняли инициативу.
- Что мы потом будем делать с целой армией педагогических кадров, которую не будем знать, куда трудоустроить, - апеллируют чиновники.
Однако, в отличие от чиновников, эксперты не видят проблемы в большом количестве квалифицированных кадров, так как их еще надо подготовить. Кроме того, наблюдается дефицит хороших специалистов в этой профессии. Профессиональный педагог всегда найдет себе работу. При этом экспертов больше смущает сама постановка вопроса кабмином, ведь от переименования вузов мало что изменится. Совсем другое дело - придать университетам статус «педагогического». А это уже меняет всю систему обучения вуза, следственно, и направление специальностей.
По мнению специалистов сферы образования, руководство вузов, выступающих против новшества, тоже можно понять. Несмотря на государственный статус, все прекрасно понимают, какова поддержка со стороны государства, и поэтому практически в каждом вузе действует система частичного самофинансирования. Выставляя на рынок услуги подготовки педагогов, профессии, невостребованной среди молодежи из-за маленьких заработных плат, университет рискует остаться без абитуриентов.
Комментарии