Гособвинение не согласилось с таким решением и подало апелляцию в Верховный суд. Разбирательство длилось несколько дней. В итоге депутатов все-таки признали виновными в инкриминируемых им преступлениях. Ташиева приговорили к 1 году и 5 месяцам лишения свободы, Жапарова, к 1 году и 6 месяцам свободы, а Мамытова – к 1 году тюрьмы. Отметим, что ни один из депутатов не был взят под стражу в здании суда, поскольку отсидели свой срок в СИЗО.
Вердикт судьи в итоге обернулся новым скандалом. С одной стороны, решение Верховного суда не ужесточило наказание для парламентариев и обеспечило им свободу, но с другой вердикт по законодательству обернулся для осужденных лишением депутатских полномочий. Дело в том, что по закону человек, признанный виновным в подобного рода преступлении, не имеет права занимать государственную должность. Посему сразу после получения постановления суда Центральная избирательная комиссия Киргизии обязана будет рассмотреть данный вопрос и вынести окончательное решение о лишении Ташиева, Жапарова и Мамытова мандатов. Однако ожидать, что заседание ЦИК будет в пользу осужденных, не стоит - члены комиссии уже определились со своим решением относительно парламентариев, которые смогут вновь претендовать на депутатские кресла лишь после того, как погасят судимость.
Напомним, 3 октября 2012 года оппозиционеры провели митинг в столице Киргизии на центральной площади «Ала-Тоо», где выступили за национализацию «Кумтора» - крупнейшей золотодобывающей компании страны. Акция протеста, изначально носившая мирный характер, спустя полтора-два часа приняла агрессивный характер. Митингующие, требовавшие отмены межгосударственного соглашения, поддержали призывы лидера Камчибека Ташиева, призвавшего народ сменить власть, и отправились вслед за ним штурмовать здание Белого дома. Однако, попытавшись перелезть через ограждение режимного объекта, оппозиционные активисты были встречены сотрудниками Службы государственной охраны. Оттеснить разгоряченную толпу милиции удалось, применив слезоточивый газ и шумовые гранаты. В результате ЧП пострадали 12 человек, семеро из которых – сотрудники правоохранительных органов.
- Уже три года, как в нашей стране произошли кардинальные изменения, пришли «как бы» новые люди, однако по сей день мы не видим судебной реформы. И что бы мы ни говорили о решении первой инстанции, второй – резонансной, доверия к судам и решениям судей у населения нет, - прокомментировал порталу News-Asia вердикт Верховного суда председатель молодежного политического движения «Эркин Эл» Мавлян Аскарбеков. – Мы сейчас не можем однозначно сказать, что решение высшей инстанции было продиктовано властью с целью разделения оппозиции. Как таковой оппозиции на данный момент в стране мы уже не видим. Оппозиционные фракции в парламенте раздроблены между собой, определенная часть меньшинства даже поддерживает власть по тем или иным вопросам, стремятся попасть в коалицию большинства. Говорить о том, что власть преследует троих депутатов с целью разделения оппозиции на части, не стоит, так как эти трое не представляют большой силы. Вопрос еще и в том, насколько законно скандальное дело было расследовано прокуратурой и рассмотрено судом. К сожалению, СМИ предоставляют информацию о том, что захват и удержание власти действительно состоялись. А где состав преступления, доказательства? У нас есть сравнение – Медер Усенов из Джалал-Абада, который провозгласил себя губернатором и захватил здание обладминистрации. Однако этот человек находится на свободе. Мы видим тенденцию, что судебная власть полностью разобщена, судьи не следуют букве закона, решают проблемы ситуативно. Если присутствует толпа на улице, они принимают одно решение, если нет – совершенно иное. Поэтому говорить об объективности киргизской Фемиды нельзя.
Комментарии