Целых три месяца школьники отдыхали, играли и наслаждались почти безграничной свободой. Но вот летние каникулы подходят к концу, и чадо вдруг заявляет - не хочу учиться! Или другая ситуация: первоклашка, который с воодушевлением примерял новенькую форму и любовался тетрадками, с первых же дней в школе теряет всякий интерес к учебе. В чем причина такой апатии и как с ней бороться?
Осенняя хандра
В большинстве случаев нежелание ребенка возвращаться к учебе после продолжительного отдыха не вызывает тревоги у родителей. Казалось бы, ничего особенного: далеко не каждый школьник готов добровольно распрощаться с летними забавами, чтобы снова сесть за парту.
- Будь на то воля моего сына, он бы еще столько же отдыхал, если не больше, - говорит мама пятиклассника Бектура Зарина Усенова. - Представьте: все лето он мог сколько угодно спать, играть в компьютерные игры, гулять во дворе с друзьями, а теперь снова придется рано утром собираться на учебу, полдня сидеть в классе и каждый вечер делать уроки. Само собой, в школу ему совсем не хочется. Я даже и не удивлюсь, если первое время он будет притворяться тяжелобольным и измученным ребенком (это мы уже проходили). Но в нашей семье вопрос «хочу-не хочу» не обсуждается, так что привыкнет, никуда не денется.
И все же повод для беспокойства есть: даже если ребенок будет исправно посещать занятия, но при этом не будет проявлять интереса к учебе, не факт, что у него получится включиться в учебный процесс. Как следствие - рассеянность, неуспеваемость, плохие оценки, стресс. Так что ,если родители действительно хотят помочь своему ребенку переключиться с отдыха на учебу, назиданий и принуждений будет недостаточно.
- Желательно не позволять детям полностью расслабляться во время каникул, иначе потом им будет трудно собраться, - советует Анжелика ПАРИЗОВА, детский психолог. - Существует масса увлекательных летних кружков, которые позволяют ребенку оставаться в тонусе. Хорошо, если учителя дают школьникам задание на лето: в этом случае нужно контролировать, чтобы они выполнялись. Примерно за месяц до окончания каникул пора приучать ребенка просыпаться раньше, ведь если все лето он спал до 10-11 часов, а с сентября ему предстоит вставать в семь утра – это будет серьезная нагрузка на детский организм. Ну и, конечно, ребенок должен осознавать свою ответственность, что он ходит в школу и учится для себя, а не для своих родителей.
По словам психолога, положительную роль могут сыграть и совместные походы за покупками к новому учебному году. Прислушиваясь к мнению ребенка и позволяя ему самостоятельно выбирать школьные принадлежности, взрослые создают дополнительную мотивацию к учебе.
То ли еще будет…
Установлено, что чем старше школьник, тем легче ему адаптироваться после каникул. Намного труднее настроить на учебный процесс первоклассников. Конечно, большинство малышей с нетерпением ждут первого звонка, но как они поведут себя после праздничной линейки и первых уроков – неизвестно.
- Готовим дочку в первый класс и не знаем, чего ожидать, - рассказывает бишкекчанка Ирина Голубева. – Пока настрой «боевой»: дома с новым ранцем почти не расстается, перебирает тетрадки, перекладывает ручки с карандашами и все спрашивает, когда уже в школу. Но дело в том, что такая же история была и со старшим сыном. После нескольких дней за партой он не то, чтоб разочаровался в учебе, а вообще наотрез отказался ходить в школу. Сейчас он перешел в пятый класс, перебивается с тройки на четверку и совершенно не любит учиться. Боюсь, как бы история не повторилась.
Причина, по которой первоклассники быстро теряют интерес к школьным занятиям, кроется, прежде всего, в обманутых ожиданиях.
- Когда ребенок идет в школу, он овладевает первой социальной ролью - это ученик, - комментирует психолог. - То есть на смену игре приходит учеба, а над словом «хочу» преобладает слово «надо». «Хочу» исходит от самого ребенка, а «надо» - от взрослых. В школе происходит столкновение этих двух мотивов. В такой ситуации ребенок часто теряется: с одной стороны, он не хочет прощаться с привычным детством, где ему было интереснее играть, с другой - он попадает в сферу школы, где очень много правил и запретов. Одни дети идут вперед: они принимают это «надо» и, как правило, хорошо усваивают материал. Другие остаются на прежнем уровне: они не хотят расставаться со своим «хочу» и зачастую отстают от своих сверстников. Некоторые малыши взрослое «надо» подстраивают под свое «хочу»: у них на все имеется свое мнение, они по-своему решают задачки, по-своему пишут сочинения и изложения, даже если это не правильно. Или наоборот: есть дети с заниженной самооценкой, которые стараются делать, как надо, но им постоянно кажется, что они ошибаются, что у них получается хуже, чем у остальных. То есть каждый ребенок находит свою нишу в этой новой для него среде.
- Как правильно настроить первоклассника на учебу?
- Внедрение в школьную жизнь должно быть постепенным, начиная с возраста 5-6 лет. Если есть такая возможность, сводить ребенка в школу на экскурсию: пусть он узнает, что такое классы, уроки, звонок. Он должен четко понимать, что в школе есть свои правила (сидеть на уроке 45 минут, не шуметь, поднимать руку, прежде чем говорить), существует статус ученика и статус учителя, здесь необходимо соблюдать субординацию. То есть все эти вещи должны проговариваться до того, как ребенок пойдет в первый класс. На деле же многие родители показывают только одну сторону медали: белые бантики, новые портфели, красивые школьные принадлежности - словом, все чудесно и замечательно. А потом первоклашка приходит в школу и неожиданно для себя сталкивается с какими-то правилами. Естественно, желание учиться пропадает, ведь он совсем по-другому все это себе представлял.
- Многие родители стараются обучить детей счету, чтению и письму еще в дошкольном возрасте. Есть ли в этом смысл?
- На самом деле, это неверная методика. Для того, чтобы ребенку было легче учиться в первом классе, нужны не накопительные знания, а понятийное мышление. К 6-7 годам он должен знать многое об окружающем мире: что такое гроза, почему идет дождь, откуда берется гром и так далее. Такому ребенку будет очень легко в школе: преподнесенный материал он будет не заучивать, а понимать. Согласитесь, когда человек что-то понимает, ему проще это запомнить.
- Что нужно делать родителям, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе?
- Начнем с того, что он должен сам хотеть чему-то научиться. Из чего складывается желание познавать? Во-первых, нужна интеллектуальная готовность. Речь идет опять же не о накопительных знаниях, а о наличии умственного потенциала. Задача родителей – помочь ребенку развить внимание, различные виды памяти, мелкую и крупную моторику, пространственное восприятие, умение строить логические связи. До 6-7 лет нужно дать малышу детство, позволить побольше общаться с другими детьми, читать ему интересные книги, рассказывать об окружающем мире, вместе ходить в походы, собирать грибы, лепить пельмешки, в конце концов - все это и будет составлять интеллектуальный потенциал. Во-вторых, должна быть мотивационная готовность, которую могут дать только родители. Очень важно, чтобы у детей познавательные мотивы преобладали над игровыми. Если к школьному возрасту ребенку привили любознательность и потребность в изучении нового, то он не потеряет интерес к учебе. И третье важное условие - это социальная готовность. Ребенок должен понимать, что он поднялся на новую социальную ступень, стал взрослее. Нужно, чтобы к этому возрасту он уже владел навыками самообслуживания, ведь ученик, который, например, умеет играть в шахматы, но не может самостоятельно завязать шнурки или надеть шубку, будет испытывать трудности в школе. Кроме того, ребенок должен испытывать потребность в общении и усваивать информацию в группе. А чтобы у него развивались все эти способности, нужно предоставить ему площадку для изучения мира: музыка, танцы, физкультура, прогулки, пикники. Если родители окружат ребенка такой увлекательной средой, ему будет интересно учиться и познавать еще больше.
- Правильно ли использовать систему поощрений и наказаний для того, чтобы мотивировать детей к учебе?
- Подобная мотивационная система используется только в том случае, если дети не заинтересованы. А когда ребенку неинтересно? Когда он что-то не усваивает или не понимает. Правильнее будет устранить эту проблему. Не надо сетовать на учителей: учитывая нынешнюю переполненность классов, индивидуальный подход к каждому ученику просто невозможен. Поэтому первые три года очень важно помогать ребенку в учебе (именно помогать, а не делать за него уроки). Нужно узнать, что именно непонятно, и восполнить этот пробел доступным для него способом, можно даже в игровой форме. Случай из личного опыта: ребенок плохо запоминал стихи, но когда ему предложили рисовать каждое четверостишие, эта проблема решилась сама собой. То есть найти подход к детям можно всегда – было бы желание.
Аргументы и Факты-Кыргызстан, №12, 2013 год, Кристина АХРАМЕЕВА
P.S.
Напоследок хотелось бы отметить, что 1 сентября – хоть и не самый любимый детворой, но все-таки праздник. Поэтому не будет лишним после первого учебного дня сводить школьника в парк аттракционов, подарить ему игрушку или вещь, о которой он давно мечтал, приготовить его любимое блюдо или всей семьей сходить в кафе. Пусть ребенок отправится в школу в хорошем настроении, ведь как год встретишь, так его и проведешь, даже если этот год – учебный.
Комментарии