Авторы инициативы предлагают внести изменения в Кодекс об административной ответственности и дополнить статью 395, касающуюся нарушений законодательства в части свободы вероисповедания и религиозных организаций. За обращение верующих одних конфессий в другие, а также за любую незаконную миссионерскую деятельность государство предлагает штрафовать физические лица на 5-7 тысяч сомов (примерно 100-140 долларов США), а организации – на 20-30 тысяч сомов (ориентировочно 400-600 долларов).
Получается, что человек, по собственному желанию решивший сменить веру, попадает в категорию нарушителей. Меж тем, в основном законе страны прописано, что «не подлежит никакому ограничению установленное Конституцией право… свободно выбирать и иметь религиозные и иные убеждения». Законно ли вводить подобные санкции по отношению к верующим? На этот вопрос корреспондент портала News-Asia попросил ответить директора независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыра Маликова, специализирующегося на этой тематике.
- Все эти меры направлены на то, чтобы работал закон о религиозных организациях, который у всех на устах с 2008 года. В этом документе есть статьи, которые предусматривают ответственность за агрессивный прозелитизм, то есть стремление обратить других в свою веру, навязывание религиозных взглядов, «вербовку» в ту или иную конфессию. Эти моменты, а точнее, конкретные механизмы, как препятствовать этому явлению, в законе прописаны не были. Принятие данного закона в 2008 году было вызвано тем, что в обществе начали происходить конфликты на межконфессиональной почве. Население в монорелигиозных регионах, таких как Нарын или Ош, выразило недовольство тем, что в регионах с мусульманским населением работают миссионеры, которые перевербовывают молодежь в другие религиозные организации. Хотя в нашей Конституции прописано, что в стране свобода вероисповедания, мы сталкиваемся с тем, что существует политика по вербовке населения. Это ведет к конфликту. Был, например, обнаружен сайт Седмица.ру, на котором была опубликована информация о создании Союза трехсот церквей. Один из выступивших на страницах издания открыто заявил, что их цель – евангелизировать население Казахстана и Кыргызстана. Эти моменты повлияли на инициирование такого закона. Мне кажется, важнее всего в данном случае привести все конфессии к решению о выработке кодекса поведения, чтобы не ущемлять интересы своих «коллег» и ограничить их деятельность по перевербовке людей. Необходимо исходить из соображений безопасности, стабильности и целостности Кыргызстана.
Касаясь частных лиц, по собственному желанию решивших сменить конфессию, Кадыр Маликов подчеркнул, что гражданин не должен утратить этого права и иметь право выбора, не подвергаясь риску быть оштрафованным. Эксперт посоветовал парламентариям доработать некоторые моменты, чтобы не возникло путаницы между этой категорией лиц и пропагандистами.
Комментарии