Эксперт-аналитик Валентин Богатырев, возглавляющий консорциум «перспектива», не исключил, что парламент Киргизии могут распустить в ближайшее время. Специалист также прогнозирует скорую смену правительства, однако расформирован будет кабинет министров только после окончания переговоров по «Кумтору» и повышения тарифов на энергоносители.
- Остаются открытыми несколько, хотя и не основных, но достаточно интересных для широкой публики вопросов - это вопрос об отставке правительства Жанторо Сатыбалдиева и вопрос о роспуске парламента, - констатирует Валентин Богатырев. - Отсутствие результатов – еще не повод, чтобы отправлять правительство в отставку. В конце концов, мы и не помним правительства, которое чего-либо существенного достигло. Проблема в другом: правительство не держит политические удары. Они оказались неспособны снять проблему «Кумтора», несмотря на то, что в свое время, казалось бы, взяли на себя ее решение. Они оказались неспособны работать с населением никаким иным способом, кроме спецназа. Ну и персонально премьер-министр, в свое время назначенный на эту должность как возможный лидер южных элит, собственно говоря, во многом именно потому и назначенный, оказался неспособным быть таким лидером и решить проблему участия южных элит во власти. Вдобавок ко всему оказалось, что борьба с коррупцией – палка о двух концах. И если правительство до Нового года не снимут, то мы узнаем немало интересного о некоторых его руководителях и министрах.
Аналитик полагает, что осталось только два основания, чтобы продолжать еще некоторое время удерживать нынешнее правительство на своем месте. Первое: кабмин должен довести до конца свою эпопею по «Кумтору». Второе: правительство должно взять на себя негативы зимы и напоследок повысить тарифы на электроэнергию и газ, после чего уйти в отставку.
- Теперь о шансах парламента доработать до конца своего конституционного срока полномочий: уже под занавес года эти шансы могут сократиться ровно вполовину, - уверен Богатырев. - Есть, как минимум, два сценария как это может произойти. Оба они связаны с темой «Кумтора», хотя все понимают, что дело вообще не в нем. Я веду речь об отставке правительства и ее связи с назначением досрочных выборов парламента. Первый сценарий связан с добровольной отставкой правительства и последующим формированием нового. Ситуация в парламенте такова, что при всем желании он сам по себе не сможет сформировать правительство в установленные сроки. А если еще этому помогут, то все легко может закончиться статьей 84 пункт 6 Конституции, которая гласит, что в случае если парламент КР не сможет в течение определенного срока утвердить программу, определить структуру и состав правительства, президенту придется назначить досрочные выборы в Жогорку Кенеш. Второй сценарий определяется статьями 85 и 86 Конституции и связан с выражением недоверия правительству. Если таковое произойдет по инициативе парламента, то его шансы доработать до конца срока сильно сократятся. А в случае, если это произойдет по инициативе самого правительства, то никаких шансов доработать до конца срока у парламента не будет вовсе. Степень вероятности того и другого сценария определяется только одним – инстинктом политического самосохранения депутатов Жогорку Кенеша.
Главным политическим итогом года аналитик «Консорциума» назвал разрушение старой философии власти, произведенное президентом Алмазбеком Атамбаевым.
- Не надо быть политологом, чтобы понимать, что главной проблемой нашего политического развития, а, следовательно, и развития страны вообще, является негодная власть, - отмечает Валентин Богатырев. - И дело здесь вовсе не в правовых конструкциях и механизмах, на которые так уповают заслуженные юристы этой страны. Власть в стране, как общественный институт, и политическая элита, как ее носители, не выдержали искусов независимости и свободного рынка. В отсутствие, или при крайней слабости контроля общества над властью, конкуренция за ресурсы приобрела форму простого присвоения общих национальных богатств теми, кто оказался в это время во власти, либо рядом с ней, в ее обслуживании. Быть властью: президентом, депутатом, министром, вообще чиновником и быть вором – стало синонимом. Быть успешным, богатым бизнесменом и пользоваться ресурсами близости к власти, либо прямого вхождения в нее – стало нормой, из которой были только редкие исключения. Эта огромная паразитическая конструкция, естественно, не ставила, и не могла ставить цели развития страны, а если и ставила, то только в интересах расширения своих возможностей ее грабить. Вот потому мы в течение двадцати лет так и не создали ни своей экономики, ни крепкого благосостояния граждан, ни стабильности, ни безопасности. Базовым содержанием политики стали не те или иные представления о целях страны, способах их достижения, а борьба кланов и групп за контроль над ресурсами, которые давала власть. Можно абсолютно точно сказать, что именно эти мотивы двигали обе наши революции не в меньшей, если не в большей степени, чем стремление побороть узурпаторов. Среди тех, кто боролся за власть, была значительная доля тех, кто боролся за свою возможность вкусить пирога власти… Итоги года таковы, что некоторая знаковая часть этих людей, носителей сложившейся у нас философии власти, оказалась под преследованием. Обществу дан совершенно отчетливый сигнал, что не просто необходимы, но начаты изменения, которые должны привести к смене элит. Я согласен с теми, кто квалифицирует эти преследования как политические. Но, конечно же, совсем не в том примитивном смысле, который в это вкладывают оппоненты власти. Это, несомненно, зачистка политического пространства, разрушение сложившейся философии, нормативности и конструкции власти. Мы должны расценивать как позитивный процесс вывода из политического пространства носителей воровской философии власти, политических коррупционеров, бизнесменов от власти. При этом очевидно, что демонтаж сложившейся системы власти будет сопровождаться различного рода политическими эффектами.
По словам главы «Консорциума», нельзя не заметить, что президент все больше и больше выступает один против всех. Объявленную борьбу с коррупцией его, казалось бы, политические союзники, включая даже СДПК, либо вообще не поддерживают, либо поддерживают лишь формально. Эксперт полагает, что если Алмазбек Атамбаев будет последователен в своих действиях, он очень быстро превратится во всеобщего врага.
- Другими словами, перед Атамбаевым стоит сложный выбор: либо поддаться текущей политической выгоде, и более или менее спокойно дожить до конца своего срока, либо продолжать то, что он начал, вызывая все больше и больше огонь на себя и осложняя свое политическое существование, - резюмирует Богатырев. - Я думаю, что в ближайшее время мы увидим, какой выбор он сделал. Но уже сегодня мы не можем не видеть, что 2013 год существенно поменял политическую карту страны и содержание политики. Пока все это больше напоминает руины, которые еще предстоит расчищать. Принципиально важно, на мой взгляд, привести сейчас в политику новый политический класс. По крайней мере, для этого в результате того, что произошло в 2013 году, открылось окно возможностей.
Комментарии