Итоговый расклад мест в Меджлисе (парламенте) выглядит следующим образом. Из 125 мест в законодательном органе 47 занимают представители Демократической партии Туркменистана, далее идет партия промышленников, которой досталось 14 мандатов, организации профсоюзов страны распределили между собой 33 места, союз женщин Туркмении – еще 16. Восемь мест в парламенте займут активисты от государственных молодежных объединений, еще семеро – представители групп граждан. Говорить о том, что у граждан была альтернатива при голосовании, - сложно, поскольку ни одна из организаций, ныне представленных в парламенте, не является оппозиционной. Не скрывало это и руководство страны, которое неоднократно в ходе подготовки к выборам подчеркивало, что курс ДПТ и программа партии промышленников схожи по многим параметрам. По сути, демократические выборы вновь оказались безальтернативными ввиду представленности в избирательных списках исключительно провластных персон.
Согласно официальной статистике, выборы, как, впрочем, и всегда в Туркменистане, были ознаменованы высокой явкой граждан на избирательные участки. ЦИК сообщает о 91 проценте от общего числа проголосовавших (почти 2,8 миллиона человек). Между тем, портал News-Asia располагает иной информацией, которая опровергает данные о рекордной явке. Предположительно, на избирательные участки, коих по стране было открыто 2446, явились чуть более 40 процентов избирателей. Люди, отказавшись идти на выборы, продемонстрировали свое нежелание участвовать в массовой фальсификации и предпочли потратить свободное время на домашние хлопоты. Агитаторы, активизировавшиеся за несколько дней до голосования, упрашивали население прийти на избирательные участки в любой из дней, который будет удобен гражданам. Никакого стремления голосовать за предложенных кандидатов у населения не было еще и потому, что электорат доподлинно не знал, кто баллотируется в депутаты. Население голосовало наугад – за понравившиеся фамилии.
На участках в день голосования было очень мало людей, что не помешало властям заявить о высокой явке на выборы. Между тем, опровергнуть данные Центризбиркома у гражданских активистов все равно не получилось бы – чиновники оснастили участки камерами видеонаблюдения и запретили гражданами вести фотосъемку процесса голосования. Ситуацию могли бы прояснить международные наблюдатели, которые проводят мониторинг выборов по всему миру. Однако вместо них в Туркмению прибыли представители бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека – всего полтора десятка специалистов, отчета о деятельности которых общественность не получила до сих пор.
Комментарии