Во-первых, требуется, чтобы государственные деятели различных уровней глубже понимали жизненную важность аналитической и прогнозной работы, были готовы кардинально изменить подходы к кадровой работе и организации аналитического производства в своих странах / вверенных им структурах: собрать в команды лучших интеллектуалов, установить на порядок больший контроль за качеством аналитической продукции и предоставить все имеющиеся в распоряжении политические, финансовые и иные ресурсы на цели комплексного развития национальных аналитических школ.
Во-вторых, сегодня крайне остро необходимы профессиональные руководители междисциплинарных аналитических команд (и еще более остро требуются руководители, образно говоря, аналитических армий и фронтов), которые глубоко понимают суть аналитической и прогнозной работы, умеют ее организовать, нацелив на поиск локомотивных (прорывных) решений именно ключевых проблем, стоящих на пути развития своих государств и постсоветского пространства в целом (ведь все основные проблемы во многом имеют общие корни).
В-третьих, требуются более качественные, глубокие и системные реформы в сфере образования и максимально всесторонняя поддержка науки, так как только на этой основе возможно построение конкурентоспособных национальных аналитических школ. При этом остро необходима более тесная увязка вопросов реформирования сферы образования и науки с наиболее актуальными задачами развития для того, чтобы преодолеть растущую пропасть между теорией и практикой. Организация в национальных масштабах системы аналитического производства как раз таки и должна способствовать этому.
Очевидно, что подобные «рекомендации» проще изложить, нежели претворить в жизнь. Однако «по крайней мере» важно попытаться сначала сформулировать суть самих проблем и рекомендаций, а главное – задуматься над складывающейся крайне сложной ситуацией. Это первый и наиболее важный шаг. Далее же надо двигаться в обозначенном направлении, сопровождая это движение растущим качеством анализа, прогноза и, соответственно, рекомендаций и жестким мониторингом характера исполнения принимаемых решений.
Как представляется, именно это во многом позволит тем постсоветским странам, которые все же хотят очнуться от затянувшейся интеллектуальной спячки полноценно воспользоваться имеющимся человеческим потенциалом для целей своего долгосрочного развития. Возможно, что именно тогда эти цели станут предельно ясны и понятны, так как скорее всего будут фокусироваться вокруг главной идеи, которая все еще живет в умах и сердцах миллионов граждан бывшего СССР: идеи экономической, гуманитарной и научной ре-интеграции как реальной и, пожалуй, единственной альтернативы тому хаосу, в который сегодня по-прежнему очень уверенно погружается все постсоветское пространство ...
Примечание: данная статья является частью цикла статей, подготовленных с целью осмысления основных аспектов современного состояния информационно-аналитической и аналитико-прогнозной работы в государствах постсоветского пространства, роли и места этой работы в системе принятия решений. Очевидно, что данная задача является крайне сложной, а сама тема – малоизученной.
С одной стороны, безусловно, тема требует системного подхода к ее изучению, что должно предполагать организацию и проведение целого комплекса масштабных исследований. По идее работа в данном направлении – это ключевая задача самих государств и конкретных аналитических / исследовательских структур, а вовсе не «одиночек-любителей». С другой стороны, пока высокой активности в изучении данной темы не наблюдается (что объясняется целым рядом причин, в том числе теми, которые выносятся на рассмотрение в каждой из статей названного цикла).
Поэтому автор считает своим моральным и профессиональным долгом не только предложить к обсуждению свое видение, но и просить заинтересованных экспертов и аналитиков поддержать идею широкой и активной дискуссии по теме.
Комментарии