- Мы стоим перед задачей, как правильно вступить в Таможенный союз, - констатирует Айнура. – Сегодня много граждан Киргизии занимаются импортом автомобилей. В свою очередь, российский автопром требует защиты своего производителя. Если мы вступим в ТС, сумеет ли Киргизская Республика защитить своих импортеров и предоставить им какие-либо гарантии?
Этот вопрос вызвался прокомментировать советник премьер-министра КР Олег Панкратов, согласившийся, что вопрос роста цен на автомобили и падения продаж иномарок власти не смогут решить положительно. У России и Казахстана, по его словам, есть свой автопром, который члены ТС будут защищать на законодательном уровне. Соответственно, таможенный ставки действительно будут повышены. Как итог, многим придется отказаться от такого заработка, как импорт машин.
- Однако по объему ввезенных авто мы вышли на первые позиции в СНГ во многом благодаря ожиданию вступления в Таможенный союз, - признается Панкратов. – Внутренний рынок давно насыщен, поэтому говорить о том, что мы многое потеряем, неправильно.
Глава «Биз эксперт» отмечает, что киргизстанские бизнесмены сегодня находятся в замешательстве, поскольку не знают, чего им ожидать от интеграционных процессов в рамках Таможенного союза. Бизнес-ассоциации не один год изучают вопрос о возможных рисках, с которыми может столкнуться рынок КР. Например, как Киргизия сможет администрировать таможенный пошлины, выплачиваемые отечественными бизнесменами, которые будут распределяться представителями Российской Федерации.
- Насколько этот процесс будет проходить честно и открыто, учитывая, что средства будут аккумулироваться на российских счетах? - вопрошает Чекирова. – Сможет ли Кыргызстан экспортировать золото в будущем, и насколько выгодно будет инвесторам работать в новых условиях?
Еще одним опасным моментом эксперт назвала продовольственную безопасность республики, поскольку Киргизия располагает слабой производственной базой. Взять хотя бы сахар, который завозится в страну. Он находится в пятерке обязательных продуктов для каждого гражданина. Однако, по словам Айнуры Чекировой, не все знают, что Киргизия потребляет в основном ввозной сахар, доля которого составляет свыше 80 процентов.
- Поставщики сахара из Кыргызстана будут дискредитированы, - уверена эксперт. – Теперь что касается границ: многие киргизстанцы ведут свой бизнес, тесно связанный с Таджикистаном и Узбекистаном, - они перевозят товары из одной страны в другую. Если Киргизия вступит в ТС, эти люди лишатся источника дохода. Как вопрос решится с анклавами? Не секрет, что Баткен сегодня изобилует контрабандой. Как Кыргызстан намеревается закрыть проблемные дыры на границах?
Касаясь других отраслей экономики, Чекирова отметила, что сегодня потенциал киргизстанских предприятий не настолько высок, чтобы конкурировать с производителями из Казахстана и России.
- Предприятия ТС достаточно автоматизированы и ушли далеко вперед. Что мы будем делать с отечественными производителями, которые не сумеют за короткие сроки автоматизировать свои цеха? За 5-7 лет бизнес Киргизии вряд ли сумеет подстроиться под условия Союза. В этом случае мы будем поглощены импортной продукцией и лишим покупателей права выбора.
Отметим, что на некоторые вопросы оппоненты главы аналитического центра все же попытались найти ответы и предложили альтернативу Таможенному союзу. Экс-премьер-министр республики Амангельды Муралиев, например, посоветовал республике объединиться с Китаем либо заниматься развитием собственной экономики.
- Многие отмечают, что Кыргызстан со вступлением в ТС потеряет государственность, и мы станем зависимыми от некоторых стран, - отмечает бывший глава правительства КР. - Есть выбор не входить в Таможенный союз, а работать над ростом собственной экономики и войти в Китай.
dusha 05 марта 2014 21:44
смешно