По словам Агриса Прейманиса, один из плюсов для Центральной Азии в целом и Киргизии в частности заключается в том, что мировой финансовый кризис не сильно затронул и отразился на экономиках стран нашего региона. Минус заключается в том, что, в общем-то, и пострадали мы от кризиса в меньшей степени потому, что и без того все эти годы находимся в состоянии некоего застоя. Стагнация либо замедление роста экономик в 2013 году наблюдались в 27 странах мира из изученных 32 (даже в Индии и Китае), в том числе и в Европе, причем там еще с 2000-х годов. В Киргизии же она длится еще дольше – по словам Агриса Прейманиса, с 90-х годов прошлого века, то есть на протяжении всей независимости республики.
В различных странах по-прежнему высок уровень безработицы, особенно среди молодежи. Инфляция сохраняется на низком уровне. Замедлился рост денежных переводов. И хотя после спада 2012 года в 2013 году в нашей стране наблюдался некоторый экономический рост, вылившийся в 10,5% ВВП, специалисты осторожны в своих прогнозах на нынешний год. По их мнению, экономика страны в прошлом году так и не восстановилась. И ВВП в 2014 году не увеличится, а, скорее, наоборот, снизится до 5-6%. А это для страны, пусть даже с экономикой переходного периода, это небольшой показатель.
Связано это в первую очередь с нестабильной обстановкой и спорами вокруг месторождения Кумтор, а также с реальным сокращением денежных поступлений от трудовых мигрантов, главным образом работающих в России. Последнее вероятно в силу замедления темпов роста экономики Российской Федерации, как прогнозируют на 2014 год эксперты банка. Ну а поскольку денежные переводы и Кумтор составляют львиную долю ВВП страны (только денежные переводы, согласно отчету ЕБРР, составили 30% от ВВП страны в 2013 году), то есть темпы роста страны сильно зависят от этих двух факторов, неустойчивость этих двух компонентов делают перспективы экономического развития Киргизской Республики «все более непредсказуемыми», а сами компоненты являются источниками риска.
Касаясь Кумтора, эксперты попытались узнать у экономистов, каковы перспективы развития КР без учета золотодобывающего предприятия? Однако специалисты так и не дали конкретного ответа, сославшись на то, что «они не имеют права» отвечать на подобные вопросы ввиду отсутствия у них на руках точных данных по Кумтору. Кроме того, ситуация вокруг месторождения приобретает политический оттенок, комментировать который они отказываются по понятным причинам.
Среди других отрицательно сказывающихся на росте экономики страны факторов прозвучал рост уровня экономического неравенства в республике (он значительно выше, чем в странах Европы, но, например, ниже, чем в Таджикистане). К тому же, как выразились эксперты, Киргизия – «чемпион» по этнической раздробленности, что, естественно, мешает строить экономические и политические институты в стране. Как можно что-либо создавать в столь раздробленном обществе, члены которого не доверяют друг другу? Конечно, у страны был шанс улучшить свое экономическое состояние, даже два – в 2005 и 2010 годах (как это случилось, например, при смене власти в Словакии и Грузии). Как отметил Агрис Прейманис, для Киргизской Республики также эти два непростых для страны года были отмечены всплеском демократии, но при этом не ростом, как в упомянутых странах, а наоборот, падением экономических показателей.
Правда, после тех событий в стране произошел и ряд положительных изменений. Например, качественная реформа госуправления, в результате которой произошла оптимизация государственных ведомств и сокращение штата чиновников, что позитивно сказалось на стране в целом. Однако, как заметили эксперты ЕБРР, в первую очередь реформы должны положительно отражаться на частном секторе. И насколько, а главное как именно повлияла реформа на бизнес-сектор, где и какие препятствия и ограничения ощущают на себе бизнесмены сейчас, должен помочь выяснить другой отчет Европейского банка реконструкции и развития на основе опроса частных фирм и компаний в 2012-2013 годах, который как раз находится на стадии подготовки.
– Замечу, что смотреть на наши индикаторы нужно с осторожностью из-за их специфичности, особенно в части интерпретации, - резюмировал в заключении встречи Агрис Прейманис. – Хочется еще раз подчеркнуть, что темпы роста в Центральной Азии наблюдаются хорошие, даже лучше, чем в странах Европы. И регион медленными темпами, но развивается.
Комментарии