НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО К КОНЦУ ЭТОГО ГОДА ПАРЛАМЕНТ КЫРГЫЗСТАНА ПРИМЕТ НОВОЕ ЗАКОН, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОДИН ИЗ САМЫХ ЩЕПЕТИЛЬНЫХ И ОСТРОСОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СТРАНЫ - ПОХОРОНЫ. ДОКУМЕНТ ТАК И НАЗЫВАЕТСЯ «ЗАКОН О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ». В НЁМ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ РЕШЕНИЕ ТАКИХ ВОПРОСОВ, КАК БЕСПЛАТНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ПОД ЗАХОРОНЕНИЕ УМЕРШИХ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ РИТУАЛА МИНИМУМА - ГРОБОВ, КРЕСТОВ, САВАНОВ И ПРОЧЕГО.
Отдельным пунктом в законе предусматривается строительство в республике доселе невиданного сооружения - крематория. Готово ли общество к подобным новшествам? И что ещё скрывает в себе новый закон, пытались разобраться участники круглого стола, состоявшегося в столичном международном пресс-центре «News-Asia» на минувшей неделе.
ИСХОДЯЩИЕ УГРОЗЫ
О ситуации, сложившейся вокруг похоронного дела республики мы писали ранее в материалах «Специфический бизнес в Кыргызстане» и «Войны на погостах». Углубляясь в тематику столкнулись с двумя основными проблемами - внутренним противостоянием между прошлой и действующей командой Бишкекского агентства ритуальных услуг и огромным пробелом в современном законодательстве республики. Выяснилось, что за годы независимости Кыргызстан так и не принял ни одного закона о похоронном деле. Фактически сегодня похоронное ведомство работает по нормативам, разработанным ещё в 1985 году. Это всего лишь свод правил, который не учитывает многих нюансов, таких, например, как внутренняя миграция. Ежегодно в республике умирает от 4,5 до 5 тысяч человек. Шестьдесят процентов похорон приходятся на Бишкек. По мнению одного из соавторов нового закона депутата парламента Татьяны Левиной, кроме всего прочего, кладбища Бишкека, в их нынешнем состоянии, несут экологическую и санитарную угрозу.
- Если сегодня мы не примем мер по контролю за санитарными нормами столичных кладбищ, то в скором времени это может обернуться для Бишкека экологической катастрофой. К примеру «Юго-западное» кладбище - рассчитанное изначально на 60 гектаров, сегодня в разы превышает эту норму. Фактически захоронения заняли свыше 300 гектаров, вплотную приблизились к городу, ведутся уже на склонах гор. На этом же кладбище хоронят биологические отходы и безродные тела, найденные в Бишкеке. Чем болели эти люди и от чего они умерли, никто не знает, а между тем, многие опасные вирусы способны сохраняться в почве десятки лет, просачиваться в подземные воды с талой водой и по рекам и ручьям могут попасть в систему питьевого водоснабжения. Кроме того, мы не видим достаточного внимания со стороны государства к вопросу стихийных застроек. Не секрет, что «Юго-Западное» кладбище в буквальном смысле окружено новостройками. Граница между захоронениями и жилым сектором окончательно стёрлась. Всё это в совокупности может обернуться для нас очень неприятными последствиями, - заявила Татьяна Левина.
НОВЫЕ ЗАКОНЫ, НОВЫЕ ПОРЯДКИ
По словам Татьяны Левиной, новый закон «О погребении и похоронном деле» рассмотрен парламентариями в первом и втором чтениях. Планируется, что после исправления в нём некоторых лингвистических неточностей, он будет допущен до голосования общей палаты депутатов.
- Закон был разработан нами совместно с директором Бишкекского агентства ритуальных услуг Болотом Карамуратовым. Он включает в себя решение основных вопросов похоронного дела: бесплатное предоставление государством земельного участка для погребения граждан вне зависимости от их национальности, места проживания и вероисповедания, бесплатное оформление документов, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для проведения похорон. Услуги по перевозке тела и само погребение с рытьём могилы так же не должны быть платными, - отметила Татьяна Левина.
Отдельным пунктом в законе предусматривается разрешение на строительство в республике крематория, позволяющего значительно уменьшить территории, отводимые под кладбища и, кроме того, решить вопрос с компактным захоронением биологических отходов, неопознанных тел, умерших пациентов психдиспансеров, заключённых, от которых отказались родственники.
- Ежегодно на подобные захоронения в одном лишь Бишкеке тратится до 2 миллионов сомов государственных средств. В среднем за год мы на Юго-Западном кладбище столицы хороним от 500 до 600 безродных неопознанных тел и от 25 до 30 тонн биологических отходов, - сказал присутствующий на круглом столе директор Бишкекского агентства ритуальных услуг Болот Карамуратов. - Тем временем, строительство крематория могло бы в разы облегчить эту ситуацию. Во-первых, под колумбарий не требуется столько места, как под обычную могилу. Во-вторых, сами похороны станут значительно дешевле. Согласно расчётам, на 100 килограммов веса требуется не более 10 литров солярки. После сжигания урна с прахом устанавливается в колумбарий в ячейку размером метр на метр.
По замыслу, крематорий будет состоять из трёх печей. Первая для сжигания человеческих останков, вторая - для животных останков, третья - для уничтожения опасных медицинских отходов - таких, как операционный материал, одноразовые шприцы и прочее.
КРЕМАЦИЯ - ГРЕХ?
Своё несогласие со строительством и использованием крематория в Кыргызстане высказали присутствующие на круглом столе представители Русской православной церкви республики и Духовного управления мусульман. Новый закон с перечнем гарантированных бесплатных услуг духовенство одобрило и поддержало, однако с фактом о необходимости сжигания умерших не согласилось.
- Человек - существо бессмертное. Душа после смерти отделяется от тела, его мы хороним. Но она всё равно связана с ним, хотя со временем тело тлеет. Церковь относится к телу, как к святыне. По Святому писанию все мы воскреснем в Святое Воскресенье. Есть факты нетления тел, их называют святыми мощами. Люди молятся им, преклоняются и получают от этого Божью помощь. Похороны человека - это целый религиозный ритуал и изменять его нельзя. Сейчас идёт нехорошая тенденция с отношением к покойному человеку, как к простым останкам, от которых нужно избавиться. Церковь категорически против кремации в любой упаковке и форме. Кремация - это нарушение религиозного чина отпевания. В Библии сказано: «Прах ты и в прах и возвратишься», - отметил протоирей Русской православной церкви Игорь Дронов.
- В целом, новый законопроект о «похоронном деле» я поддерживаю, - сказал Жакшылык Бочоров, представитель ДУМК. Вопрос захоронений в республике действительно стоит очень остро. В первую очередь - это нехватка земель. Отдельная тема - расходы, которые люди тратят на похороны. Вы можете не поверить, но некоторые ставят памятники за 5-7 тысяч долларов, возводят над могилой целые монументы. Ислам отрицательно смотрит на такие проявления. Это чуждо нашим традициям. Мы ведём разъяснительную работу с верующими, объясняем, что этого не нужно делать. Что касается строительства крематория, то это очень непростой, не побоюсь этого слова, острый вопрос. Для мусульман очень щепетильная тема. Я думаю, что по ней ДУМК позже даст отдельное заключение, в котором обозначит отношения ислама к сжиганию тела покойного, - добавил представитель ДУМК.
А ПОКА ЧТО…
Законопроект о погребении и похоронном деле предстоит рассмотреть в третьем чтении, после чего он направится на подпись президенту. В случае, если глава государства одобрит его, правительство должно будет разработать ряд нормативных актов для того, чтобы закон начал работать без сбоев и в полную силу.
В ходе подготовки материала мы провели опрос среди наших читателей на предмет того, как они относятся к вопросу кремации.
Жибек Арстаналиева: «Моя мама похоронена на Юго-Западном кладбище, так вот в последние годы пробиться к её могиле стало поистине подвигом. Новые могилы расположены очень тесно друг к другу, так что дойти до нужного места, не задев или не наступив на чужую территорию, практически невозможно. А за воротами кладбища тоже нехватка мест, поэтому самый обоснованный довод: экономия земли. Город всё растёт и растёт, прямо в нескольких метрах от могил строят дома».
Алексей Ташматов: «Из-за своих идеологических убеждений, я говорю кремации - «Да». Это уменьшит площадь активно разрастающихся кладбищ. Не вижу в этом глубокого смысла, а многие делают из этого культ. Ну, и, в конце концов, не хочется задумываться о том, что происходит с телами людей, зарытых в землю»
Марина Колесникова: «Замечательная идея, решение давно наболевшей проблемы.
По мере расширения столицы, естественным образом увеличивается и число умерших. Для того, чтобы окрестности живого, зеленого Бишкека не превратились в сплошное кладбище, необходим крематорий. Колумбарий займёт несравненно меньшую площадь. Говоря же о себе лично - мне гораздо приятнее думать, что горстка пепла, оставшаяся от временного земного пребывания грешной моей душеньки, скорее вернётся в землю, удобрит растения, послужит добром, нежели будет осквернять Землю-матушку разложением и тленом. Пусть память будет светлой и легкой, а место своё под солнышком я с радостью уступлю «поколению младому, незнакомому».
Антон Середа: «Идея с крематорием хорошая, но с другой стороны криминал может ей воспользоваться. Будут сжигать ненужных. Посмотрите фильмы. Или, быть может, просто я их пересмотрел».
Эльдар Тен: «Я определенно за строительство крематория. Решится вопрос с биологическими отходами и невостребованными трупами. А то, что говорят, якобы страна мусульманская - это не аргумент. По конституции государство у нас светское. Кто не хочет быть кремированным, будет погребён по старинке. Никто же никого не заставляет. Нельзя лишать людей права выбора независимо от того мусульманская это страна, или какая-то другая».
Станислав ЕПИФАНЦЕВ, депутат Бишкекского городского Кенеша:
Вопрос нового кладбища для Бишкека обсуждается не первый год. Силами только городского кенеша и мэрии его не решить. Нужна поддержка парламента республики и правительства. Честно говоря, мне до сих пор не понятно, почему принятие нового закона так тормозиться. Хоронить умерших уже негде и это создаёт большое количество проблем. Тема открытия нового кладбища в селе Гроздь будет подниматься нами на осенних сессиях горекенша, как и вопросы его финансирования. Хочется верить, что сегодняшний наш разговор придаст динамику, в разрешении этой остросоциальной темы».
Аргументы и факты-Кыргызстан, №41, 2014 год
Комментарии