суббота, 23 ноября 2024
Каданбай Бактыгулов: «Если бы мы не успели обеспечить пострадавших жильем до холодов, можно было ожидать новых волнений»

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ИнтервьюRSS

Как восстанавливали Ош и Джалал-Абад

Как восстанавливали Ош и Джалал-Абад

25 февраля 2014 14:21    Просмотров: 15263

Александр Банников, © News-Asia

Депутатами ЖК в очередной раз был поднят вопрос о деятельности Государственной дирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад, сформированной после июньских событий 2010 года. В прошлом году была создана депутатская комиссия, которая, проведя проверку, подготовила справку. Где обвинила руководство Госдирекции в многочисленных финансовых нарушениях при распределении средств, направленных на восстановление городов.

О том, как работала Дирекция в этот период времени рассказал Каданбай БАКТЫГУЛОВ, заместитель руководителя Аппарата правительства КР, заместитель генерального директора Государственной  дирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад.

- На прошлой неделе в парламенте в очередной раз рассматривался вопрос о деятельности Госдирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад. С чем это связано, ведь Дирекция уже давно ликвидирована?

- Еще в прошлом году была создана депутатская комиссия, которая провела проверку нашей деятельности в одностороннем порядке. Её участники ни разу не пригласили нас для объяснений, возникших у них вопросов, не запросили информацию у официальных органов, зато сделали свои, далеко не профессиональные выводы, и сразу же, без рассмотрения справки в профильных комитетах, попытались вынести документ на обсуждение парламента. По нашему настоянию справка все же была рассмотрена в комитете по строительству, который вынес решение направить ее для изучения в Счетную палату.
Данные действия я считаю, направлены на политическое устранение премьер-министра страны Жанторо Сатыбалдиева. Его пытаются дискредитировать в бытность его работы руководителем Госдирекции. Если бы сейчас он не возглавлял правительство, наверное в парламенте обсуждался бы вопрос о награждении его правительственной наградой за выполненную работу. Ведь если в те тяжелые времена мы не успели бы обеспечить пострадавших жильем до холодов, можно было ожидать новых волнений. Госдирекция создавалась на 30 месяцев и, выполнив свою работу, была закрыта. Сейчас предъявляются обвинения к уже не существующей организации.

За все в ответе

- А какие нарушения в деятельности Дирекции были указаны в этой справке?

-  Депутатская комиссия в справке указала, что нами было нарушено правило аккумулирования средств, направленных на восстановительные работы. 27 июля 2010 года в Бишкеке состоялась донорская конференция, на которой от имени различных организаций была заявлена сумма помощи в 11 млрд. 404,5 млн. сомов. Но на специализированный счет Госдирекции было внесено всего 4 млрд. 616 млн. сомов, которые были выделены государством из республиканского бюджета. Именно за эти бюджетные средства мы и отчитывались перед  министерством финансов ежеквартально, по полугодию и за год. Депутаты же считают, что 6,5 млрд. сомов были израсходованы бесконтрольно и по ним нет отчета. Также нас обвинили в завышении объемов ремонтных работ на 40 млн. сом.

- Вы можете прокомментировать эти обвинения?

-  Азиатский банк развития выделил 60 млн. долларов на восстановительные работы. Они были распределены в такой пропорции: 28 млн. - на восстановление индивидуальных жилых домов, 28 млн. - на улучшение системы водоснабжения и канализации городов Ош и Джалал-Абад, а 4 млн. - на управление проектом и улучшение социальных объектов. На сегодня из этой суммы было освоено всего $32,04 млн., остальные просто не поступили. Мы отчитываемся только по тем средствам, которые проходят через республиканский бюджет и казначейство. Но нас обвиняют в том, что мы не предоставили отчет за средства доноров!? А как отвечать за то, что не получали?
В то время депутатами был принят ряд законов, регламентирующих поступление донорских  средств, и в них не указано, что деньги должны поступить к нам.  Так, 12.5 млн. долларов Всемирного банка, направленные на газофикацию и электрификацию городов Ош и Джалал-Абад, ушли в Минэнерго КР, их осваивала спецгруппа по реализации этого проекта, а турецкие - прошли через их оператора, компанию ТИКО. Средства - на улучшение дорог Оша в объеме 10 млн. долларов направлены в Минтранс КР, их специалисты работали в этом направлении. Каждый отчитывается за ту сумму,  которую освоил. По поводу завышения объемов ремонтных работ на 40 млн. сомов - это банальное непонимание процессов строительства. Первоначально рассчитывалась стоимость постройки жилья под самоотделку, затем правительство приняло решение строить под ключ. При этом 1 кв. метр жилья, включая сантехнику и бытовые приборы, составил  $443. В связи с этим цена одного квадратного метра увеличилась на $300, вот это и посчитали завышением объемов ремонтных работ.

С чего все начиналось

- Как была организована государственная дирекция?

- Когда президентом переходного периода Розой Отунбаевой было принято решение,  о создании Государственной дирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад, встал вопрос о назначении руководителя. Отунбаева предложила возглавить дирекцию Жанторо Жолдошевичу Сатыбалдиеву, он тогда работал в Баку, генеральным директором международной организации «Европа-Кавказ-Азия». Сатыбалдиев в течение часа принял решение возглавить этот проект. Был утвержден штат сотрудников в количестве 42 человек. Затем приняли еще 13. Чтобы все успеть, приходилось работать по 18 часов в сутки. Лично меня домашние не видели. Иногда за сутки бывали в нескольких городах: в Оше, Джалал-Абаде и Бишкеке. Отдыхать удавалось либо в полете, либо во время поездки в машине, да и то - не всегда. Жанторо Жолдошевич нашел и привлек к работе Яна Ефимовича Фишера, московского специалиста суперкласса, который по заданию правительства России восстанавливал Грозный. Мы набрали самых лучших специалистов. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех сотрудников, работавших в Госдирекции за их самоотверженный труд. Только благодаря слаженной работе всего коллектива, нам удалось в нереально кратчайшие сроки провести просто гигантскую работу по восстановлению всего уничтоженного, разрушенного и поврежденного жилья, а также объектов инфраструктуры городов и сел, пострадавших в событиях июля 2010 года.

- Какая ситуация в то время была на юге?

- В тот момент у многих пострадавших жителей ничего не осталось. Все имущество погибло в огне пожаров. Не было ни продуктов, ни одежды, ни крыши над головой. Ситуация была осложнена еще и тем, что фактически каждая семья потеряла кого-то из близких. Люди были озлоблены и напуганы. В 5 часов вечера город словно вымирал, жители прятались в уцелевших постройках. Существовала высокая вероятность повторного «взрыва» конфликта. Мы предложили пострадавшим самим восстанавливать дома, оплачивали их работу, полностью обеспечив необходимыми строительными материалами. Доноры нас поддержали, таким образом удалось снизить накал напряженности. Они закупали стройматериалы и поставляли их по нашей заявке, мы же расчищали площадки под строительство. Проведена титаническая работа по вывозу останков сгоревших строений. Приходилось одевать маски, противогазы, так как стоял удушливый запах гари. При поддержке Красного креста и МЧС вывезено несколько тысяч машин мусора. Из-за узких улочек это приходилось делать вручную, на тачках. Чтобы обеспечить строительными материалами были задействованы два цементных завода - Араванский и Кызыл-Кийский. Создавались заводы по производству кирпичей.  На восстановление такого большого количества домов было отпущено всего 3 месяца. Ведь недопустимо, чтобы люди с маленькими детьми и стариками остались на улице зимой, без крыши над головой. Это - сложнейшая задача. Ко всему прочему наша команда столкнулась с непониманием и даже противодействием со стороны местных властей. Так, чиновники мэрии Оша настаивали на том, чтобы узбекские махали не восстанавливались. Они предлагали построить новые жилые микрорайоны на их месте и расселить узбекское население рядом с кыргызским. Люди же настаивали на восстановлении жилья на старом месте. Их поддерживали и международные организации, которые обещали свернуть донорские программы, если мы пойдем на нарушения прав нацменьшинств. Временное правительство приняло волевое решение -  восстанавливать ранее существовавшую инфраструктуру капитальным образом (строить не временное, а капитальное жилье) и понимание между нами, донорами и населением, было достигнуто.  Уже 3 декабря последние семьи пострадавших заселились в новые дома, а на следующий день в Оше и Джалал-Абаде выпал первый снег.

Помощь друзей

-  Как велась работа с международными донорами?

- При обследовании пострадавших объектов с целью определения объемов восстановительных работ были выявлены более двух тысяч поврежденных индивидуальных жилых домов и 4 115 объектов предпринимательской деятельности. А в сентябре уже приехали международные доноры по линии ООН на восстановительные работы. Помощь южанам оказывалась Управлением верховного комиссариата по делам беженцев при ООН (УВКБ ООН). Принцип восстановления был  таким – построить новое жилье в объеме ранее имеющегося у пострадавших. Работы были разделены на две фазы. Первая - включала в себя строительство жилья в объеме от 42 до 80 кв. м на семью в зависимости от количества человек в ней. При этом каждый дом  обеспечивался всем необходимым - от постельных принадлежностей до личных вещей. На следующий год весной началась вторая фаза, которая предполагала расширение уже построенного жилья до 100 кв. м на каждую семью. На эти цели Азиатский банк развития выделил 28 млн. долларов. Если же люди хотели более просторное жилье, они уже сами расширяли его за свой счет.

Хотелось бы отметить, что доноры самостоятельно истратили на восстановление домов  около 15 млн. долларов. А мы давали заявки на необходимые строительные материалы, которые они закупали и поставляли нам. Нас не уведомляли о том, по какой цене и у кого покупался товар.  У них свои правила ведения такой работы, а отчет по расходам они предоставляют в ООН.

- Какую оценку проведенной работы дали в ООН?

- Наш опыт по восстановлению городов Ош и Джалал-Абад был признан ООН уникальным. Мы были приглашены на международную конференцию Центрального фонда реагирования по чрезвычайным ситуациям, в штаб-квартиру ООН города Нью-Йорк, в которой участвовали представители 87 стран, где я выступил с докладом о проделанной нами работе. Дело в том, что наша команда изменила принцип ООН в проведении таких операций. Ранее использовалась методика строительства временных жилищ в пострадавших районах, на юге Кыргызстана же восстановили капитальные строения. Поэтому отпала необходимость замены временных построек новыми, капитальными. Зарубежные специалисты посчитали такую методику уникальной. Сам Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН выразил нам благодарность за проделанную работу.

- Какие еще страны оказали финансовую помощь на восстановление разрушенного жилья?

- Турция заявила помощь в 11 млн. долларов, поступило - 9,48 млн. Средства пошли на ремонт двух межобластных больниц городов Ош и Джалал-Абад, была построена поликлиника, энергоэффективная средняя школа на 850 мест в городе Ош. Благотворительный фонд Султаната Омана заявил 1 млн. долларов, перечислил - 330 тысяч. Возведены 14 индивидуальных жилых домов и пищеблок в городской больнице. КНР пообещала 5 млн. долларов на строительство многоэтажного жилого дома, поступило 2,5 млн. Иран намеревался построить за 1 млн. долларов спортивный комплекс, но пока еще ничего не сделал. Россия и Казахстан поставили стройматериалы на сумму 266 млн. сомов. Общая заявленная помощь составляла 11 млрд. 404 млн. сомов, но в полном объеме она так и не поступила. Так предполагалось по проектам поступление 9 млрд. 308,8 млн. сом из них реализовано было 7 млрд. 708 млн. 21 тыс. сомов,  не поступил 1 млрд. 598 млн. 660 тыс. сом. А наши депутаты обвиняют нас. Разве  мы на это могли влиять? 

За качество отвечаю

- В прессе появилась информация о том, что многие дома построены с нарушениями, из-за чего сейчас трескаются стены, а сами  здания чуть ли не разваливаются. Так ли это?

-  Все объекты были выполнены согласно нормативам, что подтверждено актами приемки государственной комиссии. Строительство домов, конечно, шло сумасшедшими темпами. Так первый 5-этажный дом построили за 5 месяцев. Работали круглые сутки, фактически в 3 смены. Возможно, что некоторые отделочные работы выполнены с нарушениями, но этого требовала ситуация. Нужно было как можно быстрее обеспечить пострадавших  жильем. Построено 34 жилых дома, сдано 1576 квартир. Волнует другое, сейчас 255 квартир стоят незаселенные уже несколько лет.  В некоторых из них была похищена сантехника, из-за чего вода залила целые этажи.
Еще один пример, по нормативам, в случае если длина дома превышает 40 метров, тогда его нужно делить на два блока, между которыми необходим температурно-осадочный шов. По нему при землетрясении или через какое-то время может пойти трещина, что вполне нормальное явление. Ее просто замазывают, и это никак не связано с качеством постройки. Из-за температурных колебаний в пустых квартирах кое-где потрескалась шпаклевка, выпала керамическая плитка. Вот такие факты депутаты и пытаются выдать за некачественно выполненные работы. При таком большом объеме незначительные ошибки могут быть допущены, но они не должны отрицательно влиять на несущую способность и сейсмостойкость объекта. Еще раз хочу добавить, что народные избранники, обвиняя руководство Государственной дирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад в финансовых нарушениях, преднамеренно искажают факты и вводят наших граждан в заблуждение. Цель этих действий - инициировать отставку премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева.

Справка: В ходе межэтнического конфликта в июне 2010 года в городах Ош и Джалал-Абад  пострадало более 2 тыс. индивидуальных жилых домов и 4 115 объектов предпринимательской деятельности.

Досье: Каданбай БАКТЫГУЛОВ, окончил Фрунзенский политехнический институт с отличием. Инженер-строитель, Ленинский стипендиат.
Закончил очную аспирантуру Московского инженерно-строительного института имени В.В. Куйбышева, кандидат технических наук (по железобетонным конструкциям), автор более 50 научных работ.

Аргументы и факты-Кыргызстан, №8, 2014 год

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

13 июля 2024 09:32

Диалог на двоих – диалог с друзьями!

В середине апреля в Жогорку Кенеш в рамках деятельности Совета по вопросам миграции и противодействия торговле людьми при Торага Жогорку Кенеш Кыргызской Республики прошел «круглый стол» по теме: «Трудовые мигранты Кыргызстана в России: что есть и что будет».

27 июня 2024 09:51

Как Кыргызстан может использовать уральский опыт образования

Кыргызское образование сейчас переживает непростое время. Чтобы развиваться и сохранить свои позиции в мировом сообществе, страна активно ищет более эффективные модели для обучения школьников и студентов, повышения квалификации педагогов и преподавателей.

Обзоры

 Артём Хегай 

НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ

Как живётся уйгурам в Кыргызстане?

 Екатерина Пантелеева 

В КАПУСТЕ НАШЛИ ИЛИ АИСТ ПРИНЕС?

Нередко родители предпочитают не касаться «скользких тем», полагая, что неведение - лучший способ сохранить чистоту ребенка

 Елена Скворцова 

ДЛИННАЯ ЖИЗНЬ В ОДНО МГНОВЕНИЕ

Пётр Чесноков: «Я не терял оптимизма, верил в свои силы и активно занимался спортом. А по большому счету жизнь у меня самая обычная».

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.