После прошлой нашей публикации «Назад к тенгрианству», в редакцию позвонил наш читатель, доктор филологических наук Анарбай Сыдыков. Он выразил свою обеспокоенность по поводу отношения кыргызстанцев к древней религии и религиозной ситуации в стране в целом. Своим видением религиозной проблемы ученый Анарбай Намитаевич поделился с нами.
Напомним, что в статье «Назад к тенгрианству» речь шла о выступлении приверженцев древнетюркского верования на пресс-конференции «О регистрации религии Тенир», которая прошла 14 марта. Кыргызстанские тенгрианцы заявили, что Госкомиссия по делам религии КР нарушает закон, отказываясь регистрировать религиозную организацию «Тенирчилик» и саму религию тенгрианство. В ответ на данное обвинение ведомство пояснило, что регистрация подобной организации чревата межрелигиозной враждой, да и вообще тенгрианство не может быть официально признано, поскольку не входит в когорту мировых религий и не имеет канонов.
Доктор филологических наук Анарбай Сыдыков обратился в редакцию газеты, чтобы изложить свою, читательскую точку зрения. Он отметил, что высказаться по поводу опубликованной статьи его побудило даже не столько ее содержание, сколько само название:
- Тенгрианство как мировоззрение, уклад жизни тюркских народов, складывалось тысячелетиями и успешно существует по сей день, а мы - его носители, - пояснил Сыдыков. - Поэтому надо приходить не назад к тенгрианству, а идти вперед к тенгрианству, то есть стараться сохранить наши традиции.
- На ваш взгляд, тенгрианство нужно зарегистрировать как религию?
- Госкомиссии по делам религии следовало бы лучше изучить истоки появления тенгрианства и ислама, а также их функционирование в современных условиях. Кыргызы стали мусульманами по одной простой причине: традиционный ислам - это религия, призывающая к добру, терпимости и уважению прав человека, чужой культуры, чужого языка. Я, как приверженец того же просвещенного ислама, с молоком матери впитал эти истины. Но после распада Советского Союза, когда раскрылись границы и прекратилась атеистическая пропаганда, новые миссионеры хлынули в Кыргызстан, как селевой поток. «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят», - гласит русская народная пословица, а они пришли и начали учить тех же кыргызов, которые считали себя мусульманами, как жить, что есть, в чем ходить, как хоронить и так далее. Налицо арабизация страны, а к чему это может привести? К потере национального самосознания и уничтожению памяти.
С другой стороны, те, кто не хочет принимать тенгрианство как религию, тоже по-своему правы. У других конфессий есть синагоги, церкви, мечети, у буддистов - храмы, у конфуцианцев - свои школы, а у тенгрианства ничего подобного нет. Лидер местного течения, наверное, решил стать пророком в своем отечестве. Но он не учел такой факт: сегодня в мире практически все религии канонизированы, у них есть свои ритуалы, молитвы, определение того или иного обряда. Нигде в мире тенгрианство официально не зарегистрировано как религия. Тем не менее, как мировоззрение, и философская категория, оно успешно функционирует на всех уровнях, начиная от культурного, и заканчивая ритуальным. Таким образом, тенгрианство имеет право на существование, но оно должно быть на виду у общества, чтобы из него не получилось нового экстремистского течения.
- Но ведь есть опасения, что принятие тенгрианства может привести к расколу в обществе…
- Согласен с теми, кто так считает. Раскол может произойти из-за того, что некоторые приверженцы ислама (я имею ввиду не традиционный ислам, который призывает к добру, терпимости и уважению к другим людям, языкам и культурам, а радикальный ислам) сегодня - это фанатики, и тенгрианство может вызвать агрессию с их стороны. Подобное мы видим в Сирии, Ираке: там не то, что по национальному или религиозному признаку притесняют, но даже внутри мусульманского течения идет противостояние. Это привело к образованию партий и организаций экстремистского толка, типа «Хизб ут-Тахрира», «Аль-Каиды» и других. Поэтому нет доверия не к тенгрианцам, а к тем фанатам ислама, которые хотят организовать в Средней Азии халифат. Но последователи тенгрианства могут зарегистрироваться не как религиозная, а как общественная организация. Тогда они официально получат право организовывать какие-то мероприятия, учить молодежь сохранять свои национальные традиции и т.д. Тогда никакого раскола не будет, и они смогут вести свою культурно-просветительскую работу.
В заключение Анарбай Сыдыков порекомендовал народу и властям Кыргызстана придерживаться в конфессиональных вопросах направления светского государства и призвал политиков пореже появляться на религиозных собраниях только ради того, чтобы добиться уважения.
- Поскольку мы многонациональная и многоконфессиональная республика, политики должны быть осторожнее и одинаково относиться ко всем нациям и конфессиям. Если у нас пойдет крен в одну или другую сторону, в Кыргызстане сложится очень неприглядная ситуация на религиозной почве, - резюмировал Анарбай Сыдыков.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №13, 2014 год
Комментарии