Причудливая мастерская Павла Ван Ю Цая - художника, поэта, путешественника - отражает его внутренний мир. У мастера свой взгляд на современные реалии жизни и происходящие в мире и Кыргызстане события. Он - человек далекий от политики. Творец, по мнению которого, люди искусства должны уметь работать при любой власти, выполняя свою основную задачу - отображать с помощью творчества действительность. О том, где художник черпает вдохновение, наш корреспондент узнала у самого мастера.
- Павел Михайлович, как рождаются образы ваших картин?
- Все происходит через личные переживания, с помощью которых рождается образ. Иногда требуется довольно много времени, чтобы довести картину до полной готовности. Бывает, идея крутится, но не может оформиться или наоборот - она рождается в одно мгновение.
- Значит, главное в искусстве - поймать импульс?
- Несомненно. Например, я чем-то занимаюсь дома, в голове возникла маленькая история: висела кукла, которая увидела фарфоровую балерину, «застывшую» в движении. Кукле хотелось, чтобы танцовщица завершила «па». Она достала свое тряпичное сердце, сделала из него скрипку и начала играть. Под воздействием музыки балерина начала танцевать. Вот так возникают образы.
Образ - это одухотворенная идея. Она всегда связана с человеком, с его действиями, чувствами, мыслями. Даже если пишешь пейзаж, все равно подсознательно подразумеваешь деятельность человека. А он - неповторим, как и его образы. Когда три художника пишут портрет одного человека, у каждого получается свой, потому что глядя на позируемого, пытаешься не просто изобразить портретное сходство, но также раскрыть его внутренние чувства. Стараюсь поговорить с тем, чей портрет пишу, узнать о нем побольше. В частности, то, как он воспринимает окружающий мир. Что хорошо и что плохо в его понимании? Что красиво и пошло с его точки зрения? Через эти вопросы он начинает раскрываться как творческое лицо. Если нет информации о человеке, художник отображает себя, свои догадки, мысли, а не то, что есть на самом деле. Обычно такие портреты получаются сухими, как фотографии на паспорт.
- К слову о фотографиях. Сегодня многие выбирают не краски и карандаши, а фотоаппарат.
- Сейчас фотография - неотъемлемая часть нашей жизни. Я сам увлекаюсь фотографией. Удобно взять с собой фотоаппарат в поход, при восхождении на гору. Качество фотоаппарата и компьютерная обработка сегодня дают более широкие возможности. В будущем может случиться так, что кино и фотопродукция начнут вытеснять живопись… Хотя навряд ли это произойдет, но цифровая фотография сейчас значительно подвинула изобразительное искусство. Потрясают выставки с широкоформатными фотографиями. Некоторые из них, действительно, произведения искусства уже сами по себе. Задача человека с камерой - поймать мгновение, увидеть нечто, скомпоновать кадр, обработать и выдать шедевр. Но фотограф не будет переживать тех эмоциональных моментов, которые возникают у художника, непосредственно работающего с натурой. Переживания фотографа основываются на его миропонимании и опыте, жизненной позиции как человека, гражданина, мужчины или женщины.
Тот же, кто пишет портрет - живет своим персонажем. Пообщавшись с человеком и создавая его образ, можно изобразить черты, которые вообще отсутствуют, но хотелось бы, чтобы они были. Ты об этом думаешь, перебираешь варианты поз, цвета, формы и через некоторое время персонаж становится по-своему родным. Реальный ли он? Возможно, нет, но, на мой взгляд, нужно показывать хорошее в человеке, чтобы другие, знающие его люди, смогли посмотреть на него по-другому. Даже сам портретируемый может увидеть себя в новом свете.
- Что помогает процессу творчества?
- Если художнику не давать пищу для размышлений, он вряд ли что-то сможет изобразить, кроме собственной боли. Мне музыка помогает, есть коллекция дисков с любимыми исполнителями, среди которых и Pink Floyd, и Led Zeppelin . Еще книги - хранители мысли, опыта, переживаний. Читаешь их и в голове может родиться образ, порой очень сильный. Трансформировавшись в сознании, он приобретает другие качества, имеющие право быть представленными в живописной форме.
- Могут ли картины поломать представления других об изображаемом человеке или предмете?
- Теоретически это возможно. Среди друзей мы одни, среди врагов - другие, в гостях - третьи. Если художник начинает выявлять негативные черты у предмета своего творчества, нужно помнить о том, что это не фотография, которую можно удалить, живописный портрет - это надолго. Такой подход может разрушить человека, чей тайный или явный порок выставлен на всеобщее обозрение. Может произойти психологический удар, чего нельзя допускать. С другой стороны, тот, кто раньше не видел хорошего в человеке, может после увиденного поменять свое мнение о нем.
Я сторонюсь негативного искусства, хотя у меня тоже есть невеселые «штучки». Например, работа «Казино», там люди играют в карты на пули, а проигравшие рассыпаются в пыль. Ведь наша жизнь - игра, где на кону не деньги, а смерть. Я счел нужным это написать. Посмотрите, что творится на Украине - цирк, да и только! На арене - клоуны, которых купили за деньги, и поставили выполнять роли. Все уже решено, определено, поделено.Чем не казино?
- Что мешает человеку заниматься творчеством?
- Страшные моменты, которые выбивают из состояния душевного равновесия. Депрессия, меланхолия, тоска, гнев... В этих случаях необходимо сменить деятельность, направление мыслей. Например, вы вышли из дома в весенний день в прекрасном настроении, а в маршрутке вам нагрубили, и вы уже не можете приступить к работе, потому что в голове, на сердце, в душе остался осадок. В таком случае надо заняться чем-то другим, выйти погулять, поговорить с кем-то, вымыть полы в конце концов. Рано или поздно волна негодования спадет, и можно снова взяться за работу.
- Какой реакции вы ждете от зрителя?
Для меня главное - добиться того, чтобы зритель задумался, попытался прочесть картину. Я хочу, чтобы увиденное заставило его напрячь мозги и подумать, зачем же это все сделано. Он приходит к некой мысли, к переживанию, расшифровывая картину, что в итоге и дает эстетическое удовлетворение от просмотра.
- Вам приходилось выставлять свои работы в американской галерее. Чем отличаются зарубежные зрители от наших?
- Народ в Америке сытый и довольный, и это видно по их творчеству, которое, на наш взгляд, малопрофессиональное. Там творчество для художников - просто развлечение. Чувствуется, что им не хватает переживаний. Их сытость в жизни проецируется на сытость в искусстве. «Свободная жизнь» съела их переживания и образы. На мои картины они смотрели с огромным любопытством. Притом, зал они обходили кругами, возвращаясь несколько раз к каждой картине. Мне удалось достучаться до них, они стали «читать» произведения, приходили и задавали вопросы.
Могу сказать, что когда я попал в музей ковбоев, там я увидел потрясающую школу старой американской живописи. В какой-то момент я ловил себя на мысли, что нахожусь чуть ли не в «Эрмитаже», настолько классический стиль был у картин.
- Чем современное искусство отличается от классического?
- Сейчас искусство, на мой взгляд, беспредметно, оно только по рекламным звучаниям претендует на шедевр. Когда приходишь, видишь кучу разбросанной ваты на огромной площадке с гнилым кактусом по центру, то как зритель не можешь понять, в чём замысел... Редко можно найти чисто «творческие штучки». Есть сильные вещи, но их мало. Мне современное творчество непонятно. Оно имеет тенденцию к упрощению. В деловом центре может висеть картина, на которой изображены три красные полоски на черном фоне, и это считают искусством.
- Когда можно понять, что увлечение ребенка рисованием может стать будущей профессией? Стоит ли родителям заставлять свое чадо заниматься в изостудии, чтобы вырастить из него художника?
- Все дети рисуют, и говорить об определенном возрасте, в котором можно понять, кто - художник, а кто - нет, невозможно. Если ребёнок, обучающийся рисованию, понимает, что это его «язык общения», способ выражения себя, то из него может получиться профессиональный художник. Случается так, что и в 80 лет человек начинает рисовать, пусть примитивно, но он, таким образом, выражает свои чувства и переживания. Маленький ребенок, в свою очередь, может изобразить, то, до чего не доросли сверстники, а главное - способен объяснить, что изображено на его картине. Заставлять ребенка рисовать не стоит. Нужно дать возможность самореализации. Купить краски, карандаши, бумагу и пустить в свободное творческое плавание. Если ребёнку это занятие доставляет удовольствие, то ему необходим преподаватель, который объяснит непонятное и поведет дальше.
Павел Михайлович Ван-Ю-Цай родился в 1956 году в Киргизии, в городе Пржевальске, в 1963 году вместе с семьей переехал во Фрунзе. После окончания школы поступил в Свердловский архитектурный институт на факультет промышленного искусства. Долгое время работал на предприятиях в бригаде художников-оформителей. Параллельно с основной деятельностью стал заниматься собственным творчеством. В 1993 открыл изостудию в столичной гимназии №70, которая работает и сегодня. Был художником-постановщиком в восьми фильмах, работал с режиссером Геннадием Базаровым.
Аргументы и факты-Кыргызстан, № 20, 2014 год
Комментарии