Оправдывая свою инициативу, министерство и дорожно-патрульная служба, подотчетная ведомству, опираются на цифры статистики, которая якобы подтверждает увеличение аварийности на дорогах Киргизии из-за эксплуатации праворульных авто. Действительно, отчеты государственной регистрационной службы КР сообщают, что ежегодно количество японских автомобилей с нестандартным рулем в республике только увеличивается. Так, например, на начало 2014 года в стране зарегистрировано 992 тысячи автомобилей, 127 тысяч из которых – праворульные (13 процентов от общего числа). Однако в МВД продолжают голословно заявлять о том, что аварийность растет именно из-за импортных праворулек. В недавнем диалоге в сети Интернет сотрудник министерства внутренних дел КР Рахматилло Ахмедов открыто признался общественности в том, что статистика умалчивает о том, во скольких авариях с участием праворульных авто виноваты именно водители нестандартных машин. По сути, этим вопросом в Киргизии сегодня никто не занимается. Есть данные ГРС о том, что из 1 тысячи автомобилей в ДТП попадают 6,96 леворульных единиц техники и 11,56 праворульных авто. К сожалению, о степени вины последней категории эксперты, возможно, намеренно, умалчивают.
Между тем, реальные примеры из жизни играют против доводов министерства внутренних дел. Взять хотя бы аварии с участием водителей депутатов местного парламента, которые передвигаются по республике на леворульных Toyota. Или, например, сына экс-мэра Исы Омуркулова, по вине которого на объездной автодороге погибли люди. Он, напомним, управлял именно леворульным джипом Land Cruiser. Еще один пример – водители маршрутных такси, преимущественно «Мерседесов» в крайне плачевном техническом состоянии. Эта категория ежедневно пренебрегает правилами дорожного движения, управляя леворульными микроавтобусами, создавая аварийные ситуации и подвергаю риску жизни пассажиров.
Увы, но в МВД и ДПС отказываются признавать, что причины беспредела на дорогах республики кроются в безответственности самих водителей, вне зависимости от того, с какой стороны расположен руль их автомобиля. Не хотят признавать чиновники и то, что до сих пор практикуется покупка автомобильных прав, взяточничество на дороге, нарушения правил дорожного движения самими инспекторами дорожно-патрульной службы. Последним проще спрятаться на частных автомобилях без спецмаяков и опознавательных знаков на обочине или в кустах и останавливать не знающих своих прав автолюбителей, чем наводить реальный порядок на дорогах. Ведомства не хотят заниматься повышением культуры поведения на дорогах и пропагандой соблюдения ПДД. Усугубляют ситуацию и низкие штрафы за автомобильные нарушения.
Последние пять лет автомобильный рынок отдает предпочтение именно «праворулькам», поскольку импортированные из Японии машины отличаются повышенной комфортность, качеством и доступностью в плане ремонта и поставки запчастей. Кроме того, японские авто являются для тысяч киргизстанцев средством для заработка: рядовые граждане заказывают на зарубежных аукционах автомобили, ввозят их в Киргизию и перепродают, внося тем самым в бюджет страны существенный вклад. Ведь с каждой машины автовладелец обязан заплатить серьезную сумму за растаможку, оформление и прочее. Средняя по стоимости иномарка приносит в казну от 500 до 1000 долларов прибыли. Однако в скором времени республика, возможно, лишится этих благ. Так стоит ли парламенту и правительству идти на поводу у лоббистов законопроекта, противоречащего принципам демократии?
Комментарии