В последнее время в Киргизии довольно часто поднимается тема так называемого «грузинского чуда». Взять хотя бы столицы обеих стран: их объединяет общее советское прошлое и «лихие» 90-е, однако сегодня во всех сферах городского благоустройства Тбилиси значительно опережает Бишкек. В минувшую пятницу в ходе международной конференции «Бишкек Урбан Форум» представитель тбилисской мэрии рассказал, как столице Грузии удалось добиться такого успеха.
Разумеется, современный Тбилиси с его европейским лоском строился не сразу. По словам руководителя городской службы экономической политики мэрии Тбилиси Звиада Арчуадзе, после развала Советского Союза город, как и вся страна, оказался в коллапсе. Люди в одночасье остались без работы и продавали все, что у них было. Знакомый для постсоветских республик сценарий.
- Началась гражданская война, - рассказывает Арчуадзе. - В городе почти не осталось муниципального транспорта, не было освещения на улицах, потому что провода с линий электропередач воровали и продавали. С советских времен в городе было центральное отопление, но люди срезали батареи и сдавали их на металлолом. Город был грязный. У работников муниципальных служб не было необходимой квалификации, и никто не старался учиться. Женщины, которые потеряли детей после гражданской войны, носили черную одежду. Черный цвет был цветом города и всей страны.
В 1995 году ситуация в Грузии более или менее стабилизировалась. Начали появляться первые элементы рыночной экономики. Однако за десять последующих лет в облике столицы не происходило значимых изменений. Эксперт из Грузии сообщил, какие меры были предприняты городскими властями, чтобы вывести Тбилиси на новый уровень:
- С 2005 года в течение 3-4 лет город ежегодно тратил по 60 миллионов долларов на реабилитацию дорог: начали с центральных, потом постепенно перешли к дорогам в микрорайонах. К тому времени в столице насчитывалось максимум десять старых муниципальных автобусов, 3 тысячи частных микроавтобусов, несколько трамваев и троллейбусов. Поэтому следующим шагом закупили автобусы и начали делать автобусный парк. Сейчас для проезда необходим единый электронный билет. На улицах установлены табло, посмотрев на которое, человек может увидеть, когда придет транспорт. Можно отправить SMS из дома, чтобы узнать, когда тот или иной автобус будет на вашей остановке.
Арчуадзе добавил, что в ближайшем будущем городские власти собираются вернуть экологически чистый транспорт. Также подготовлен мастер-план для трамвайных линий и запланировано строительство десяти линий канатных дорог.
- Другой этап - развитие электронных услуг, - продолжил тбилисский чиновник - Раньше архитектурное ведомство было самой бюрократической и коррумпированной службой. Мы избавились от этого. Теперь у нас за один день можно получить разрешение на строительство через Интернет. В режиме онлайн можно посмотреть, на каком участке города и на каком этапе реализуется тот или иной проект. Все тендеры проходят дистанционно, а сделки заключаются через Интернет.
Что же касается участия горожан в развитии Тбилиси, то в этих целях городские власти совместно с НПО сделали веб-сайт, где горожане могли фиксировать волнующие их проблемы. Арчуадзе признался, что этот способ не очень удобный, поскольку проблем оказалось очень много, а власти могли решить лишь небольшой их процент. Зато можно было предложить городу какую-то идею, и если она набирала определенное количество голосов, то город обязывался воплотить ее в реальность.
По словам Арчуадзе, сегодня в Тбилиси невозможно найти улицу, где нет освещения. Одна из эстокад в Тбилиси была спроектирована и построена за девять месяцев. С 2006 года городские власти оказывают поддержку малому бизнесу. Для горожан работают бесплатные компьютерные курсы и курсы английского языка.
В ходе своего выступления грузинский эксперт упомянул высказывание градоначальника бразильского города Куритиба Джейми Лернера о том, что хороший мэр за три года может изменить город. В Бишкеке же пока наблюдается обратная ситуация: город за три года может сменить мэра - при этом каких-либо значимых изменений в лучшую сторону не наблюдается. Впрочем, за два дня проведения «Бишкек Урбан Форума» было высказано немало идей относительно светлого будущего киргизской столицы с современной инфраструктурой, удобными дорожными развязками, метро и электричками. Что ж, поживем - увидим.
Комментарии