- За последнее время жертвами украинского произвола стали многие представители российских СМИ. Нападения на наших журналистов происходят на фоне неоднократных заверений президента Порошенко в готовности урегулировать ситуацию на юго-востоке страны, добиться перемирия. На деле же украинскими властями любыми способами - даже путем прямых провокаций, ставящих под угрозу жизни российских граждан,- пресекаются попытки донести до мировой общественности правду о происходящем, - отмечает пресс-служба МИД России. - Теперь уже очевидно, что под прицелом украинских силовиков и ультранационалистов - журналисты, которые мужественно выполняют свой профессиональный долг. Киев не гнушается даже такими приемами, как физическая расправа, целенаправленный обстрел журналистов и запрещенные международным правом пытки. До сих пор остаются без ответа адресованные украинским властям требования российской стороны и других представителей международного сообщества провести объективные расследования всех случаев нападений на наших журналистов и других атак на гражданских лиц в зоне конфликта. Мы возмущены линией Киева в отношении журналистов из России, работающих в опасных условиях на Украине, и требуем немедленно прекратить подобные преследования и расправы и наказать виновных. Украина должна, наконец, начать выполнять свои международные обязательства в сфере прав человека и верховенства закона.
Известно, что Анатолий Клян вместе с корреспондентом и звукооператором поехал на съемки поздно вечером в украинскую воинскую часть. Поездку организовали ополченцы. Как заявили в пресс-службе Донецкой народной республики, матери солдат планировали встретиться с сыновьями и забрать их домой.
- Мы уже несколько раз снимали такие истории. Каждый раз события разворачивались по-разному. Иногда после переговоров сыновей отпускали. Иногда нет. Случалось, украинские военные открывали огонь, в такой ситуации - чаще в воздух. В автобусе наши коллеги ехали вместе с матерями. В этот раз переговоры не состоялись. Более того, когда машина подъехала к воинской части, началась стрельба, - отмечают в редакции «Первого». - Разговор с одной из матерей - последнее интервью, которое записал Анатолий. На кадрах, сделанных другим оператором, человек с камерой - Толя Клян, в тот момент, когда он снимает это интервью. Видно, в каких условиях работали наши коллеги. Журналистам казалось, что им удалось покинуть опасный район. Они отъехали метров на 500. Машина остановилась. Люди вышли на улицу перевести дух, кто-то закурил. В этот момент небо осветила сигнальная ракета. И сразу по автобусу открыли прицельный огонь из автоматов. Все забежали в салон и повалились на пол. Но Анатолий Клян не прекратил съемку. Его камера запечатлела трагический момент: когда оператора ранило, он продолжал снимать. И только через несколько минут Анатолий признался, что тоже ранен. Пуля попала в живот. Анатолий держался до последнего и хотел сам закончить съемку. Когда оператор понял, что сделать это уже не сможет, он сказал об этом корреспонденту и передал ему камеру.
Слова соболезнования родным и близким погибшего оператора выразили президент России Владимир Путин, спикер Госдумы Сергей Нарышкин и другие высокопоставленные лица.
- Мы глубоко скорбим в связи с гибелью российского журналиста, оператора Первого канала Анатолия Кляна, это большая потеря. Это смерть не первая, к сожалению, и это очень тревожный сигнал одновременно и для мирового сообщества, - отметил Нарышкин. - Есть веские основания считать, что он убит именно за принадлежность к профессии. И мы требуем от киевских властей прекратить насилие, соблюдать перемирие и провести расследование гибели российских журналистов.
Комментарии