Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия подписали соглашение о строительстве трансафганского трубопровода ТАПИ.
По версии российских журналистов, данный проект на руку Москве: ТАПИ может снизить желание Ашхабада участвовать в лоббируемом ЕС проекте газопровода Nabucco в обход России. Хотя, подписанные в Ашхабаде договоренности не включают точных дат реализации проекта, размера транзитных ставок и условий финансирования.
Подписи под межправительственным соглашением о строительстве в 11 декабря поставили президенты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, Афганистана Хамид Карзай, Пакистана Асиф Али Зардари и примкнувший к ним министр нефти и природного газа Индии Мурли Деора.
Участники церемонии не скупились на громкие слова в адрес своего детища. "ТАПИ — это не просто проект в области энергобезопасности,— заявил господин Бердымухамедов.— Он имеет огромное геополитическое значение", процитировала его газета коммерсантъ.
Туркмения вернулась к идее экспорта своего газа в Пакистан и Индию по ТАПИ в 2010 году, однако эксперты полагают, что этот проект имеет небольшие шансы на осуществление из-за нестабильности в Афганистане. О ТАПИ Ашхабад вспомнил после того, как Россия резко сократила закупки туркменского газа и почти лишила Ашхабад экспортных доходов.
В октябре проект поддержала Москва. Вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве РФ ТЭК, заявил, что "Газпром" ведет переговоры с "Туркменгазом" относительно вхождения в ТАПИ, однако форма участия российской стороны пока не определена. Позднее туркменский МИД заявил, что никаких договоренностей на этот счет не существует.
С 2015 года ТАПИ протяженностью более 1700 километров должен будет доставлять на рынки Южной Азии 33 миллиарда кубометров туркменского газа в год. Труба свяжет туркменское месторождение Довлетабад с населенным пунктом Фазилк на границе Индии и Пакистана. По 14 миллиардов кубометров газа будут получать Пакистан и Индия, а 5 миллиардов пойдут на нужды Афганистана. Стоимость проекта, который в апреле текущего года поддержали в ООН, оценивается в четыре миллиарда долларов.
Комментарии