Прокомментировать привилегированное отношение России к Киргизии, рассказать о реальном положении дел по вступлению КР в Таможенный союз корреспондент News-Asia попросила эксперта Института стран СНГ Григория Михайлова.
- Если говорить о «плюсах», а не о преференциях, то речь, в первую очередь, идет о доступе киргизских товаров на рынок из 170 миллионов человек, - сказал эксперт. - Эти люди хотят кушать, одеваться, их потребление значительно выше, чем у жителей 6-миллионнной Киргизии. У киргизских производителей возникает возможность продавать свои товары на этом рынке без пошлин и таможенных преград. Внешние торговые барьеры, которые Киргизия будет должна установить при вступлении в ТС, защитят отечественных производителей от конкуренции с товарами, произведенными вне ТС. Участие республики в Таможенном союзе дает толчок, этакий шанс для развития сельского хозяйства, а также легкой промышленности в стране.
Но, по словам Михайлова, это всего лишь возможность, а не гарантия успеха. Так или иначе у киргизстанцев появится шанс, а вот результат будет зависеть от того, как они им распорядятся.
- Смогут ли киргизстанцы адаптироваться к новым порядкам, справятся ли местные чиновники с задачей минимизации рисков при вступлении, зависит от нас самих, - пояснил Григорий Михайлов. - Чтобы иметь возможность экспортировать товары в ТС, необходимо восстановить систему ветеринарного контроля, реконструировать старые и создать новые пункты переработки сельскохозяйственной продукции, наладить работу лабораторий. Словом, сделать то, что в ТС или вне его в любом случае пришлось бы делать.
Однако, по прогнозам научного сотрудника Института стран СНГ, процесс интеграции Киргизии в Таможенный союз, если это в конечном итоге случится – не будет легким. Вначале будет сложно.
- Величина «шока» зависит от уровня подготовки. Пока что этот уровень минимален. В дальнейшем, примерно через полгода - год, население ощутит положительные эффекты от вступления в ТС. Но, должен заметить, что основные проблемы Киргизии участие в Таможенном Союзе не решит. ТС - это не панацея от всех бед и ни в коем случае не реинкарнация СССР. Даже находясь в ТС, страна по-прежнему будет страдать от коррупции, криминалитета и безответственности чиновников. Эти проблемы может решить лишь само общество.
Немаловажным на сегодняшний день является вопрос вливания финансов в Киргизию со стороны России. Не исчерпан ли лимит республики?
- Упомянутые ранее 500 миллионов долларов США в Киргизию еще не поступили. Россия хочет быть уверена, что данная сумма не будет разворована, и поэтому требует от киргизских коллег детальный план - куда и на что эти деньги уйдут. Киргизские чиновники, конечно, могут возмутиться подобной постановкой вопроса, но если им что-то не нравится - они могут деньги на этих условиях не брать. Если Россия посчитает, что Киргизия ведет себя как надежный, перспективный и предсказуемый партнер, суммы финансовой поддержки могут быть ощутимо увеличены. Сама поддержка может направляться не обязательно в виде грантовых средств. Россия может способствовать открытию в Киргизии кредитных линий с пониженными процентами, субсидировать поставки семян, значительно увеличить квоты для обучения киргизских студентов в российских ВУЗах, в том числе по таким направлениям как ветеринария или агрономия. У России средства для этого есть, но нет желания - пока что доверительных отношений между странами нет. Москва хочет, чтобы партнеры по переговорам задумывались не только «как выпросить у Кремля побольше денег», но и думали о том, чем они, в свою очередь, могут быть полезны России. Сотрудничество должно быть взаимовыгодным и стабильным. Этими свойствами киргизско-российские отношения пока что похвастать не могут.
Напомним, что на последней встрече Путина и Атамбаева президент КР заявил о намерении Киргизии присоединиться к странам Таможенного союза до конца 2014 года. Насколько реально это заявление?
- Не уверен, что заявления Атамбаева воплотятся в жизнь в обозначенные сроки, - отметил Михайлов. - По-моему, вступление Киргизии в Таможенный союз, если и состоится, то позже. Прогнозировать когда именно - дело крайне неблагодарное. Киргизия сегодня находится на подготовительном этапе вступления. В КР, по сути, еще не начали реализовывать положения «дорожной карты», а уж сколько республика будет выполнять все перечисленные в ней пункты - одному богу известно. При наличии политической воли и лояльного государственного аппарата, а также необходимого финансирования, войти в ТС Киргизия может за полгода. При отсутствии одного из вышеперечисленных компонентов - входить можно бесконечно.
Комментарии